НКО "Русская школа Эстонии", выступающее за сохранение русского языка обучения в русскоязычных учебных заведениях страны, опубликовало заявление, в котором дало оценку решениям майской конференции Координационного Совета Российских Соотечественников Эстонии (КСРСЭ) в Таллине и июньской Региональной конференцией российских соотечественников Прибалтики в Вильнюсе по данной тематике. Текст заявления передан сегодня, 22 июня, ИА REGNUM эстонскому изданию "День за днем". Приводим его текст с незначительными купюрами:

Последняя резолюция упомянутой конференции КСРСЭ напрямую упоминает нашу организацию и содержит выражение поддержки митинга, прошедшего перед зданием парламента Эстонии. Однако вызывают недоумение периодически звучащие выступления руководства КСРСЭ о том, что русская гимназия в Эстонии потеряна и борьба бесперспективна.

Выступая на региональной конференции в Вильнюсе, Татьяна Аркадьевна Жданок, депутат Европарламента от Латвийской Республики, выступила с критикой позиции председателя Всемирного Координационного Совета российских соотечественников (ВКСРС) Алексея Викторовича Лобанова, который необоснованно сгустил краски, говоря о безнадежном положении русского языка в независимых странах, образовавшихся после распада Советского Союза. В частности, он высказал мнение о том, что почти везде национальные языки противопоставлены русскому, они фактически укрепились в статусе единственных официальных и обратной дороги нет. И из этого надо исходить, говоря о будущей судьбе русских школ.

Здесь обращает на себя внимание созвучие негативных оценок перспектив русской школы со стороны руководителей КСРСЭ и ВКСРС. Настойчивость руководства КСРСЭ в данном тезисе резко диссонирует с массовой потребностью русского общества в русской гимназии и с работой по сохранению русской гимназии, которую, опираясь на общественное мнение, проводят крупнейшие муниципалитеты и общественные организации нашей страны.

Мы считаем, что если в Российской Федерации было сформировано мнение о бесперспективности программы "Русская школа за рубежом" в целом, либо её воплощение представляется только в каком-то конкретном уменьшенном виде, то от программы либо следует открыто отказаться, либо открыто и четко обозначить границы её исполнения.

В случае обозначения уменьшенных границ возможной реализации программы не следует критиковать моменты, которые не представляется возможным выполнить, тем самым якобы объясняя отказ от них. Например, если программа подразумевала возможность создания лицеев, однако позднее сложилось мнение, что исполнение этой идеи российской стороной крайне затруднительно, то заявления о том, что русские гимназии потеряны или бесперспективны, является не самым лучшим способом донести эту мысль.

Не следует формировать ложных ожиданий и подпитывать дискриминационную политику в ряде стран по отношению к русскому национальному меньшинству, невольно вступая в идущую дискуссию между общиной и государством. Мы опираемся на Конституцию и Закон об основной школе и гимназии нашей страны, где обозначено право выбора языка обучения. К сожалению, в условиях политизированности вопросов, касающихся нашей общины, негативные оценки и выступления, опирающиеся на некие неясные понятия, лишь усугубляют ситуацию, откладывая разговор по существу вопроса.

Мы предлагаем организацию трёхсторонних переговоров, в которых необходимо участие представителей министерств образования Эстонской Республики и Российской Федерации, т.е. сторон, как-то обозначающих некоторые подходы к образованию на русском языке русскоговорящих детей, c представителями объединения "Русская школа Эстонии", как субъекта, чьи интересы пытаются уместить в предлагаемые подходы. Никому не позволено отношение к русской общине Эстонии как к объекту.