Экс-губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков впервые после своего ухода с должности в конце мая ответил на вопросы журналиста.

ИА REGNUM: Валерий Павлович, вы следите за ситуацией в Ленинградской области?

Конечно, ведь я проработал здесь больше 20 лет - неужели вы думаете, что через три недели после ухода с должности губернатора я могу забыть про Ленинградскую область, про работу, которой посвятил и отдал треть жизни?! Конечно, слежу - читаю интернет, общаюсь с людьми, причем с разными... В последние дни много звонков было в связи с ураганом и борьбой с его последствиями - каждый год мы сталкиваемся с различными стихийными бедствиями, которые нас прямо преследуют, но с которыми нам необходимо уметь справляться.

ИА REGNUM: Ураган - явление природы, тут ничего не изменишь. А что в действиях новой власти Ленинградской области вам импонирует?

Мне нравится, что новые руководители области продолжают тот стиль и режим работы, который сложился в предыдущие годы и стал привычен для всех. Я знаю, что Александр Юрьевич Дрозденко много ездит по муниципальным образованиям: он уже побывал и в Лужском, и в Кировском, и в Кингисеппском районах, напрямую общается с руководителями предприятий, бывает на публичных мероприятиях. И это очень важно для руководителя региона. Он продолжил традицию регулярного общения по телефону с жителями Ленинградской области и каждый человек по-прежнему знает, что он может дозвониться до губернатора, задать тот вопрос, который его волнует. Именно таким образом мы решали множество проблем - пусть со стороны они могут показаться мелкими и незначительными, но человек знает, что его не бросили один на один с проблемой, и ему есть к кому обратиться за помощью. Конечно, новый руководитель привнесет свои правила, которые постепенно превратятся в традиции, но важно, что сохраняется именно прямое общение с людьми. А второе, что меня порадовало, - это результаты экономического развития области за январь-май этого года: экономика дала + 18% роста. Это значит, что экономика работает, и тот курс, который держало прежнее правительство региона на развитие, - был правильным. Мы делали все, что могли, для продвижения новых проектов, создания и строительства производств, прихода новых и новых инвесторов. Жизнь показала, что все это было не зря.

ИА REGNUM: Согласитесь: активное развитие Ленинградской области за последние 10 лет было бы невозможно без федеральной поддержки! Не каждый регион мог похвалиться таким вниманием первых лиц страны...

Я вспоминаю 1999 год. Начиналось строительство портов в Приморске и в Усть-Луге. Сколько копий было сломано, сколько критики высказано! Вы не представляете, сколько криков было о том, что мы испортим экологию Карельского перешейка, угробим родную природу, что нефть, лес, нефтепродукты и все остальное по уже сложившейся традиции можно прекрасно возить через порты Прибалтики и вообще - надо жить как жили... Вопрос решался, конечно, на самом высшем уровне. Владимир Владимирович Путин тогда был председателем правительства страны, потом президентом, и он жестко и совершенно ясно сказал: "Будем строить!" И за что я ему очень благодарен - он системно подходит к решению вопросов. В Приморске порт построили быстро, а в Усть-Луге дело тяжело шло, непросто, так Путин трижды лично побывал там, несмотря на всю свою занятость! Ведь он прекрасно понимал, что строительство портов - стратегические проекты, дающие области новую жизнь и новые перспективы, это наше будущее. Были сложные ситуации и с иностранными предприятиями, с крупными инвесторами - в Ленинградской области строились завод "Форд", фабрика "Филипп Моррис", многие другие стратегические промышленные объекты, а для их развития и становления мы освобождали их от налогов на имущество. Я думал, что Минфин мне голову за это оторвет, сколько было шума тоже о том, что нельзя предоставлять им много льгот, а надо сразу получать максимальные налоги! Но Путин поддержал нашу политику. И теперь все видят, что предприятия построены и прекрасно работают, а область последние 5 лет не получает дотации из федерального бюджета, а живет сама, являясь донором российского бюджета. Значит, наш расчет и подход в работе с инвесторами был правильным. Кстати, сегодня у Ленинградской области почти нет долгов - 10 лет назад брали облигационный заем на 1 млрд. 300 млн. рублей, но это же копейки по сравнению с общим нынешним бюджетом в 85 млрд. рублей! А если бы я не чувствовал поддержку первого лица страны, смогли бы мы тогда принимать непростые и нестандартные решения? И какой бы была сейчас экономика региона? Важно, что Путин не забывает про те проекты, которые когда-то начинал и поддерживал, он всегда интересуется ситуацией, стремится к тому, чтобы все было доведено до конца - так было и с реконструкцией Киришского нефтеперерабатывающего завода, и со строительством вагоностроительного завода в Тихвине, и с другим не менее крупными проектами.

ИА REGNUM: Валерий Павлович, Вы много лет проработали во власти - не могу не спросить о волне протеста, лидеры которой ставят под сомнение многие достижения нынешней власти.

Когда я слышу разговоры про ущемление демократии в России, про закручивание гаек, то все время думаю: какую ерунду они говорят, как они могут судить о том, в чем совершенно не разбираются! Любой нормальный человек - а таких подавляющее большинство - хочет работать, обеспечивать свою семью, учить, воспитывать и кормить детей, строить им достойное будущее. Но этого никогда не будет, если не будет развиваться экономика. Без развитой экономики у людей не будет еды, не будет будущего и вообще ничего не будет. Вот тогда все точно возьмутся за вилы, вот тогда будет революция. Но после этой революции не будет страны. А у Путина всегда была задача конструктивная - объединить, сохранить и развивать людей, общество, Россию.

ИА REGNUM: А выборы губернаторов, которые был свернуты в 2000-ые годы? Вы же сами несколько раз избирались главой региона, вас поддержали избиратели, тем не менее вы поняли и приняли ситуацию, когда выборы фактически отменили?

Конечно. Тогда не было другого выхода - если бы не жесткая вертикаль власти, все бы развалилось, страна была совершенно разбитой и неуправляемой, находилась в состоянии анархии и войны "всех против всех". А мне, по большому счету, было все равно: если ты работаешь с утра до вечера, занимаешься делом, то избранный ты или назначенный - это не так важно, важен результат, который должен улучшать жизнь людей. Развивается в области экономика - будут деньги и на "социалку": на новые поликлиники, детские сады, школы. Тогда и в долг не придется брать, и у федерального бюджета не надо денег клянчить, и люди будут жить лучше. Кстати, я нормально отношусь к тому, что в Ленинградской области нет областного центра. Ведь есть хорошо развитые муниципальные образования (в том числе и в силу своего географического положения), есть не очень развитые, есть b откровенно депрессивные территории, которые без областной помощи не выживут. Во многих регионах львиную часть расходов областного бюджета оттягивает на себя областной центр, а муниципальным образованиям достается средств гораздо меньше, по остаточному принципу. У нас же все распределялось только по муниципальным образованиям, мы старались никого не обижать. Кстати, многие соседние регионы смотрели на нас с завистью. А мы всегда понимали, что все зависит от нас самих. Как мы будем работать, так и будем жить.