Официальный Минск поддерживает идею создания холдинга "Росбелавто" на паритетных условиях. Об этом 15 июня в Санкт-Петербурге заявил на встрече с председателем правительства России Дмитрием Медведевым председатель Совета министров Белоруссии Михаил Мясникович.

По мнению председателя Совмина Белоруссии, процесс объединения активов ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" в автомобильный холдинг "Росбелавто" является вялотекущим. "Может, тут и наша есть недоработка", - сказал Мясникович. Он напомнил поручениях, отданных по данному вопросу после переговоров с Дмитрием Медведевым в Ашхабаде.

"Сейчас вопрос цены не стоит, надо определить степень вхождения в этот бизнес", - заявил глава правительства Белоруссии. Он отметил также, что официальный Минск (собственник минского автозавода) заинтересован в слиянии ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" на паритетных условиях и видит будущую компанию управляемой. "Мы сейчас работаем с нашими коллегами. Думаю, мы найдем вариант", - сообщил Мясникович и попросил у Медведева содействия в решении данного вопроса.

Мясникович отметил также, что успешному развитию экономических отношений Белоруссии и России способствует Таможенный союз и пригласил Медведева посетить в ближайшее время Минск для участия в заседании Совмина Союзного государства. "Если это будет июль - хорошо, как ваш график позволит", - отметил он.

Накануне, 14 июня вопрос слияния ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" в автомобильный холдинг "Росбелавто" был рассмотрен Александром Лукашенко во время встречи с президентом Башкирии Рустэмом Хамитовым. В частности, руководитель Белоруссии сказал: "У нас состоялся разговор на эту тему с президентом России. Прежде чем говорить послу об этом, надо уточнить. Мы твердо договорились: если мы объединяем активы - значит, в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство, видите ли, не устраивает корпорации той, что вот 50/50 и надо контрольный пакет акций, и дороговато белорусы просят. Ну, хорошо, если дорого, тогда не надо соглашаться на неё (сделку по слиянию активов ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ" в холдинг "Росбелавто", - прим. ИА REGNUM). Давайте будем работать. "МАЗ" сегодня нисколько не хуже "КамАЗа". Нисколько! С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут".

Лукашенко отметил также: "Я не хочу говорить о том, что мы нацелены на конкуренцию с "КамАЗом". Ни в коем случае. Зачем нам конкурировать? Всем места хватит. Если на то пошло - давайте поделим наши рынки. Но если вы вступили в ВТО, и у вас позиция поменялась, то мы договаривались, что Единое экономическое пространство - это святое. Все остальное - производно. Если мы начинаем терять с вашим вступлением в ВТО - вы должны подумать о том, как нас поддержать. Вот в чем вопрос. То есть должно быть порядочно все. В противном случае мы разрушим нормальный экономический и даже политический процесс, который начался после выборов - после избрания Владимира Владимировича Путина, который немало об этом говорил. Только порядочные отношения! Только!".

Накануне встречи президентов Белоруссии и Башкирии тему объединения двух автозаводов прокомментировал посол России в Белоруссии Александр Суриков, который в опубликованном 13 июня интервью заявил о непонятных причинах, которые удерживают официальный Минск от приватизации и создания автомобильного холдинга на базе минского и камского автозаводов. "У меня же есть опасение, что и "МАЗ" и "КамАЗ" будут выжиты со всех рынков китайскими компаниями, - сказал Суриков. - Если белорусская сторона уйдет со своим "МАЗом" в сторону, у нее появятся проблемы еще быстрее, чем с другими конкурентами".

Как сообщало ИА REGNUM, 6 июня на пресс-конференции в Минске посол России в Белоруссии Александр Суриков прокомментировал тему создания холдинга "Росбелавто": "Наверное, есть интересы у автомобилестроителей - МАЗ и КамАЗа. И, наверное, обоюдный интерес - там идут разговоры по созданию холдинга или совместного предприятия. Вот в чём главная задача и в чём заинтересованы мы - чтобы мы создали более эффективную экономику, которая помогла бы Белоруссии (да и России, конечно) поднимать дальше уровень жизни, сохранилась и была конкурентоспособной на мировых рынках". Конкретизируя тему автомобилестроения, Суриков отметил, что развитию отрасли и в Белоруссии, и в России уделяется особое внимание: "Иначе Китай по очереди или сразу раздавит предприятия своим производством большегрузных автомобилей". Проблемным вопросом для чиновников России, Белоруссии и Казахстана является введение т.н. "утилизационного сбора" - данные средства пойдут на утилизацию автомобилей. Кроме того, Россия, в рамках своих обязательств перед ВТО, будет вынуждена снизить ввозные пошлины на автомобили и, при этом, удержать автопроизводителей в российском экономическом пространстве, пояснил представитель МИД России.

Напомним, 5 июня, находясь с визитом в Минске председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко обратила внимание на необходимость развития венчурного финансирования инновационных разработок и научно промышленной кооперации, приведя в пример предполагаемое слияние ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" в автомобильный холдинг "Росбелавто". Инициатива создания холдинга была выдвинута российской госкорпорацией "Ростехнологии" (основной акционер ОАО "КАМАЗ") более года назад, перспективы создания холдинга до сих пор остаются неясными. Напомним также, 13 апреля пресс-служба Совмина Белоруссии проинформировала о том, что к 2015 году в Минской области совместно с китайской корпорацией "Geely" будет реализован инвестиционный проект по строительству завода по выпуску легковых автомобилей. "В 2012 по 2015 годы планируется построить уже новый завод производственной мощностью до 60 тыс легковых автомобилей, а в 2015-2016 годах довести мощность завода до 120 тыс авто", - сказано в сообщении. Ранее, 23 декабря 2011 года председатель правительства Белоруссии Михаил Мясникович провел переговоры с руководителем китайского холдинга "Джили" ("Geely") Ян Цзянем. В тот же день первый вице-премьер правительства Владимир Семашко сообщил о намерении Белоруссии наладить выпуск китайских автомобилей "Lifan" ("Лифан").