Таджикистан поддерживает намерение России создать единое пенсионное пространство стран СНГ. Но решение этой задачи в ближайшие годы не представляется возможным - об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил директор Агентства пенсионного обеспечения Таджикистана Раджабали Домонов, комментируя сообщение Юрия Воронина, главы недавно созданного Управления по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией в составе администрации президента РФ. Среди конкретных проектов новой структуры Воронин назвал, в частности, создание единого пенсионного пространства стран СНГ, когда люди могут зарабатывать и реализовывать свои пенсионные права на равных условиях в любом из государств СНГ".

"Мы за такую интеграцию, но в ближайшей перспективе реализация ее представляется маловероятной, - уверен Раджабали Домонов. - Проблема в том, что за более чем 20 лет независимости пенсионное законодательство в бывших советских республиках изменилось кардинальным образом. К примеру, если в Таджикистане норма пенсионных отчислений установлена в размере 25%, то в России уровень отчислений достигает 22%, а в Белоруссии - 32%. Кроме того, если в Таджикистане мужчины имеют право выхода на пенсию по достижении 63-летнего возраста, то в России этот ценз равен 60 годам. Хотя, необходимо признать, что общие места в пенсионном законодательстве все еще остались. Согласно соглашению о пенсионном обеспечении среди стран СНГ, подписанному в 1993 году, все страны Содружества признают право граждан на получение пенсий. То есть, если гражданин России переселяется в Таджикистан, мы учитываем его стаж работы в России, но устанавливаем размер пенсии, исходя из внутреннего законодательства", - отметил Домонов.

При этом, директор Агентства пенсионного обеспечения Таджикистана выразил надежду, что в случае реализации намерений Москвы по созданию единого пенсионного пространства среди стран СНГ, вероятно, решится и вопрос пенсионного обеспечения трудовых мигрантов.

"В России стало обязательным социальное страхование трудовых мигрантов. То есть, работодатель или же сам трудовой мигрант обязаны вносить социальные выплаты. Взамен трудовой мигрант должен иметь доступ ко всем социальным льготам, в том числе и на получение пенсии по старости. Но, наши трудовые мигранты, когда достигают пенсионного возраста, возвращаются на родину и требуют от нас выплаты пенсий. При этом Россия не переводит нам суммы пенсионных выплат. В настоящее время все страны Содружества, кто обеспечивает российский рынок труда рабочей силой, выступают общей позицией о необходимости перевода средств накопленных в российском пенсионном фонде на родину трудовых мигрантов. Для решения этой задачи необходимо подписать соответствующее соглашение. Поэтому, инициатива Москвы по созданию единого пенсионного пространства является делом привлекательным, но, к сожалению, труднореализуемым", - заявил директор Агентства пенсионного обеспечения Таджикистана Раджабали Домонов.

Между тем, Фируз Саидов, эксперт Центра стратегических исследований Таджикистана в беседе с ИА REGNUM заявил, что инициатива России по созданию единого пенсионного пространства выдвинута с одной целью - пополнить пенсионный фонд самой России.

"Эта инициатива в первую очередь преследует цель пополнить российский пенсионный фонд, который в последние годы испытывает дефицит. Да, в первые годы Россия для реализации этого плана будет вынуждена нести дополнительные затраты, но в итоге, от введения единого пенсионного пространства выиграет только Россия. В настоящее время в России трудятся около 7-8 миллионов трудовых мигрантов, и большая часть из них работает нелегально. Эта инициатива стимулирует их к легализации, так как мигранты будут заинтересованы в получении пенсии по старости. Хотя, большинство из этих мигрантов молодые люди, которым работать еще десятилетия. В итоге, они станут пополнять российский пенсионный фонд. Получается, что Россия попытается таким образом решить свои пенсионные проблемы", - считает эксперт.

При этом, Фируз Саидов не исключает, что одна из задач, косвенно связанных с пенсионным рынком, состоит в решении своих демографических проблем. "Перспектива получения российской пенсии подтолкнет оставшееся русскоязычное население в странах СНГ перебраться на постоянное место жительство в российские регионы. Путин таким образом попытается решить и нехватку населения в удаленных от Москвы регионах", - отметил эксперт. Между тем, Саидов считает, что в мировой практике нет опыта объединения пенсионной системы стольких стран. "Поэтому, при ее реализации Москва может столкнуться с множеством проблем", - отметил Саидов.

Ойнихол Бобоназарова, руководитель Общественного объединения "Перспектива+", которая специализируется в области решения проблем трудовых мигрантов, считает, что "реализация такой инициативы Кремля является нереальной".

"Еще не озвучены механизмы реализации такой инициативы, и поэтому сложно о ней судить. Хотя, однозначно, что для ее реализации России потребуются огромные финансовые ресурсы. С другой стороны, между Таджикистаном и Россией заключено множество соглашений в вопросе социального обеспечения трудовых мигрантов, но все они не действуют. Поэтому, не исключаю, что Россия с такой инициативой преследует и свои определенные цели", - отметила Бобоназарова.