"АН-online": Почему Россия покупает поезда в разы дороже, чем Китай?
Москва, 9 июня, 2012, 17:22 — ИА Регнум. Почему Россия покупает поезда в разы дороже, чем Китай? Этим вопросом задался Александр Тихомиров, автор статьи "Золотые поезда
Почему компаниям из ФРГ комфортно работать в российских условиях, а некоторым другим представителям иностранного бизнеса как-то не очень? Многие - из тех кому "как-то не очень" думают, что ответ на этот вопрос им прекрасно известен: дескать, знаменитая русская коррупция ("бренд" по известности способный конкурировать с водкой и матрешками) всему виной. Более, чем вероятно, что так оно и есть, но... Насколько именно вероятно?
Коррупция в России была всегда - в разные эпохи она принимала разные формы, однако именно в последнее десятилетие она, пожалуй, достигла невиданного расцвета. Объем теневой экономики уже практически равен всем доходам федерального бюджета, а наносимый ею ущерб реальной экономике идет на сотни миллиардов рублей.
Проблема стала настолько серьезной, что привлекла внимание первых лиц государства. И президент
Дело на миллион долларов
Каждый год 9 мая страна вспоминает, как в далеком 1945-ом советские солдаты одержали окончательную победу над фашистской Германией. В этот день эфир заполоняют фильмы про войну, репортажи о параде и традиционные обещания сделать жизнь оставшихся немногочисленных ветеранов лучше и достойней.
Однако мало кто заметил другую важную "победу", одержанную определенным кругом чиновников над бизнесом новой демократической Германии совсем недавно. За последние годы они сумели навязать добропорядочным немцам отечественные правила игры. Итог: концерны, согласившиеся на эти условия, в конечном итоге озолотились вместе с русскими партнерами. Несогласные же, как принято говорить, попросту "не вписались в рынок". Вот только за чей счет банкет? Кто оплачивает этот пир духа и взаимопонимания? Естественно, российский бюджет в целом, а, стало быть, и каждый из нас в частности.
Означает ли это, что коррупция вообще уже не получает отпора? Отнюдь. Вспомним шумный скандал с компанией Daimler. Два года назад Минюст США обвинил компанию в том, что ее сотрудники в 2000-2005 платили взятки чиновникам, отвечающим за закупку автомобилей, в десятках стран, включая Россию. В России, по подсчетам американских правоохранительных органов, объем "откатов" составил 5 миллионов евро, а с помощью коррупционных схем автомобили закупались для Гаража особого назначения ФСО,
"Дело Daimler" получило широкий международный резонанс, и компания вынуждена была в итоге выплатить штраф в 185 млн долл., чтобы его замять. Да, коррупция, но и факт пресечения ее налицо.
Далее. Те же американцы заподозрили крупнейший немецкий концерн Siemens, в той же даче взяток при получении контрактов. Власти США заговорили о создании особых "черных касс" в нескольких странах, в том числе в Греции и России, а общая сумма "подозрительных" операций потянула на 1,3 млрд евро.
Золотые поезда
Главным раздражающим фактором стали взаимоотношения немецких производителей с Российскими железными дорогами. За последние несколько лет РЖД заключило с Siemens контракты на закупку железнодорожной техники и ее обслуживание на многие миллиарды евро. При этом стоимость поездов и последующего сервиса непонятно почему оказалась существенно выше, чем на ту же продукцию и услуги в других странах.
Так, в 2006 и 2011 г. РЖД купила у Siemens по 8 поездов Siemens Velaro Rus, произведенных в Германии специально для России и поставленных на маршруты Москва-Санкт-Петербург и Москва-Нижний Новгород. Стоимость контрактов составила 573 млн евро.
В результате 9-вагонный Velaro, переименованный в "Сапсан", обошелся российским налогоплательщикам примерно в 36 млн евро (без учета сервисного обслуживания). Это один из самых дорогих контрактов в истории поезда этого типа - к примеру, немецкой Deutsche Bahn те же Velaro обошлись по 33 млн евро за штуку.
Разницей в 10% можно было бы и пренебречь, списав ее на пошлины, наценку за технологии и прочее. Однако поезда Velaro ездят не только по России и Германии - их еще активно закупал и Китай. Сравнения здесь опять вызывает вопросы: если для Поднебесной один вагон обошелся в 2,7 млн евро, то его российская копия стоит уже на треть дороже.
Директор подразделения "Высокоскоростные магистрали и пригородные поезда" "
По словам генерального директора агентства Infranews
Кстати, свои варианты высокоскоростных поездов на этот маршрут предлагали и конкуренты Siemens. Но победила именно немецкая компания. В РЖД объясняли: основные конкуренты - французские Alstom и
Так или иначе, в РЖД партнерством остались очень довольны, и с удовольствием пригласили сговорчивых немцев к новому сотрудничеству - на Олимпиаду в
Немецкие "птички" и такой хорошей стайкой оказались в России весьма недешевы - в среднем один поезд обошелся в 10,7 млн евро. При этом такие же поезда, но заказанные Великобританией, стоили англичанам на четверть дешевле. Причем, цена британского варианта уже включает в себя сервисное обслуживание, тогда как в России для этого был заключен дополнительный контракт на полмиллиарда евро - и вместе с ним стоимость поезда переваливает за 20 млн евро!
Руководство РЖД обещает: в дальнейшем цена "Ласточек" упадет на 20% - до "британских" 8,6 млн евро. Произойти это должно за счет локализации производства на совместном предприятии Siemens-Синара. Однако данная цена не учитывает сервисного обслуживания - а значит и тогда стоимость останется значительно выше европейской. Почему? Не умеют чиновники РЖД вести переговоры? Стесняются обидеть партнера и платят без счета? Или что-то не то с мотивацией? Мы ведь и томографы, как выяснилось, покупаем куда дороже рынка, те же автомобили...
C волками жить - по-волчьи выть
Ведомство В.Якунина уже не раз и не два становилось объектом жесткой критики со стороны как прессы, так и проверяющих органов. Все они сходятся в оценках: в последние годы РЖД обросли бесчисленным числом аффилированных с менеджментом структур.
Со злорадным удовольствием вспоминают историю о стирке постельного белья, которое сдается в аренду пассажирам в поездах дальнего следования. Несколько лет назад РЖД отказалось от собственноручной стирки, передав эту функцию частным компаниям - на аутсорсинг.
Считается, что у профессиональных прачечных шансов не было - конкурсная процедура была устроена так, что заявки смогли подать лишь осведомленные 5 компаний. И сразу после конкурса дела новоявленных аутсорсеров пошли в гору - их выручка выросла якобы в разы.
Дополнительной соли на раны подсыпает и тот факт, что тарифы РЖД растут год за годом, а сам В.Якунин постоянно говорит о субсидиях на многие десятки миллиардов рублей.
Однако, как пишет электронное издание Moscow Post, никакие газетные публикации "не мешают
Кстати, второй сын главы ОАО "РЖД" Виктор Якунин тоже работает в Venture Investment & Yield Management LLP руководителем департамента инвестиций в инфраструктуру. Так что вполне понятно, почему Владимир Якунин так "оберегает" Venture Investment & Yield Management LLP.
Однако, стоит отметить, что этот холдинг зарегистрирован в Великобритании, так что де-факто, помогая Venture Investment & Yield Management LLP, Якунин оказывает содействие английскому бизнесу. И это на фоне того, как российские компании страдают из-за того, что РЖД не справляется с грузоперевозками".
"Наш господствующий класс слишком хорошо живет и может позволить себе все, но на это нужны средства. Вот и появляются всевозможные коррупционные схемы. Скажем, те, кто занимается теми же перевозками, должны получить лицензию, а за это нужно дать взятку", - считает член Совета по внешней и оборонной политике России, бывший начальник Аналитического управления
Заграница нам поможет. Если сами захотим.
В России есть структуры, призванные бороться со злоупотреблениями монополий и коррупцией в самих монополиях - например,
Да, для
Злой умысел или некомпетентность?
Однако все вышесказанное - это лишь одна сторона медали. Есть еще одна, говорить о которой тоже необходимо.
Безусловно, коррупция отвратительна сама по себе и, главное, больно бьет по нашему общему благосостоянию, не говоря уже о репутации страны в целом. Однако нельзя упускать из виду и такую составляющую низкой эффективности работы, как крайне низкий профессиональный уровень топ-менеджмента некоторых государственных компаний, собранного из собственных знакомых не профессиональных руководителей, и знакомых их знакомых.
"Причина всего - в неэффективной рабочей силе, неэффективном менеджменте и коррупции. Нужно по-настоящему и системно бороться с коррупцией, вступать в технологические союзы с различными странами, которые обладают соответствующими технологиями, а также улучшать инвестиционный климат и менеджмент", - считает председатель правления Института современного развития (ИНСОР), вице-президент
Тем не менее, от чего идут главные убытки - от злого коррупционного умысла, или вышеупомянутой некомпетентности - понять все-таки важно. Ибо компетентность со временем приходит к любому управленцу, если он не полный дурак и умеет учиться на своих ошибках. Что же касается коррупции - рост "компетенции" и "профессионализма" в ЭТОМ смысле любую систему способен завести в полный и совсем не железнодорожный тупик. Так, что потом никакой бесплатный Wi-Fi в душных и тесных, но все более дорогих электричках не спасет.