На сайте Московской патриархии РПЦ появились протоколы заседания Священного Синода, на котором было принято решение о "разукрупнении" Казанской епархии и создании на ее территории митрополии. Рапорт архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, который получил должность митрополита, дает представление о взгляде руководства РПЦ и самого владыки Анастасия на существующую ситуацию в Татарстане.

"Сообразуясь с определениями Поместного Собора 2009 года и Архиерейского Собора 2011 года, а также постановлениями Синода и теми инициативами, которые исходят непосредственно от Вашего Святейшества, дерзаю высказать следующие предположения относительно организации епархиальной жизни во вверенной мне Казанской епархии. На сегодняшний день важнейшими интенциями в общецерковной жизни являются активизация миссионерской работы, в том числе и внутри самой Церкви; катехизация и социальное служение и, конечно же, работа с молодежью.

В рамках нашей епархии мы старается реализовывать свои возможности во всех этих областях. Условия, в которых ныне призвана наша Церковь нести свою спасительную миссию, требуют от епископа не только предстояния во время богослужения, но и серьезной административной ответственности, личного участия в решении множества вопросов как общеепархиального, так и приходского характера. <...>

Всего в Татарстане проживает 3,8 млн человек, из которых 54% этнические татары, а 39% - русские. Соседство с исламом обязывает нас не только к внимательнейшему отношению к этой религии и религиозным чувствам ее представителей, но и, по возможности, к тесным контактам в области социальной работы, а также в области нравственных и моральных ценностей. Все эти процессы требуют личного контроля епископа. Из собственного опыта знаю, что только постоянный архиерейский контроль за всеми областями церковной жизни и во всех областях региона может помочь добиться эффективности в реализации поставленных Священноначалием Церкви задач. Поэтому считаю целесообразным образование в Республике Татарстан двух самостоятельных епархий, с выделением их из состава Казанской епархии".

Как сообщало ИА REGNUM, в итоге Священный Синод решил образовать три епархии в составе Татарстанской митрополии - Казанскую, Альметьевскую и Чистопольскую.

В Чистопольскую епархию вошли Аксубаевский, Алексеевский, Алькеевский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский, Черемшанский и Чистопольский районы. В Альметьевскую - Азнакаевский, Актанышский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Заинский, Лениногорский, Муслюмовский, Сармановский и Ютазинский.

При этом Чистопольскую епархию временно поручили окормлять тому же архиепископу Анастасию, назначенному митрополитом, а Альметьевскую епархию - игумену Мефодию (Зайцеву), клирику Казанской епархии (после рукоположения в епископы он будет иметь сан архимандрита и титул "Альметьевский и Бугульминский"). Кандидатура протоиерея Романа Модина, планировавшегося, по источникам в церковных кругах, на пост Чистопольского архимандрита, осталась за рамками протокольного обсуждения.

Прочитав рапорт владыки Анастасия, который, естественно, не раскрывает всех сложностей епархиальной политики РПЦ в Татарстане, можно констатировать следующее:

- архиепископ Анастасий признает слабость миссионерской работы и недостаточность работы с молодежью.

- среди населения окормляемой епархии он не упоминает кряшен - православный тюркский народ, численность которого даже по официальным данным последней переписи составляет в Татарстане около 30 тысяч человек (по неофициальным, не менее 200 тысяч). Однако, судя по рапорту Анастасия, кряшен он относит к "этническим татарам", которых у него оказалось 54% вместо 53,2% по данным переписи.

- говоря о "внимательнейшем отношении к исламу и религиозным чувствам его представителей", владыка Анастасий не докладывает, что за время его "личного контроля" над процессом соотношение между количеством мечетей и церквей в республике достигло далеко не сбалансированной цифры 6 к 1, тогда как количество условно православных и условно мусульман в Татарстане примерно одинаковое.

Об остальных событиях, бросивших тень на епархиальное управление (история с храмом-памятником Спаса Нерукотворного, ликвидация Богоявленского прихода в Казани, скандалы со священниками), ныне назначенный митрополит Татарстанский в рапорте Синоду предпочел не упоминать. Что, однако, не говорит о неосведомленности о данных инцидентах высшего руководства МП РПЦ.

Тем не менее, решение оставить владыку Анастасия на окормлении в Татарстане было принято. Что послужило тому причиной - желание не тревожить общественное мнение дополнительными нелицеприятными сведениями или настойчивое желание светских властей Татарстана, упросивших патриарха Кирилла не менять удобного им представителя РПЦ, сказать сложно. Размышляя о предстоящих деяниях и перспективе Татарстанской митрополии, остается только вспомнить строчку из Святого писания "По плодам их узнаете их" (Мф. 7, 16).