В Саратов прибыли представители главного омбудсмена страны Владимира Лукина. Цель их визита - разобраться в череде преступлений сотрудников регионального Управления федеральной службы исправления наказаний (УФСИН), повлекших сразу несколько смертей заключенных.

Посланники Лукина намерены встретиться с председателем СУ СКР по Саратовской области Николаем Никитиным и посетить исправительные учреждения.

Напомним, что в саратовских колониях практически друг за другом погибли трое заключенных. Руководство тюрем в качестве причин смерти указало сердечный приступ. На деле же выяснилось, что их смерть была насильственной. Скандал дошел до Москвы. В воскресенье, 3 июня, телеканал НТВ в программе "Центральное телевидение" показал сюжет об ужасах, творящихся за решеткой на территории Саратовской области.

"Леденящая кровь драма разыгралась в маленьком промышленном городке Красный Кут в 100 километрах от Саратова, - сообщается в сюжете. - 24-летнего Алексея Акульшина поймали на мелкой краже и приговорили к 120 часам обязательных работ - это уборка и благоустройство улиц. Он поработал несколько дней, а потом вдруг исчез. Позже выяснилось, что парень сломал ногу. Но его неявку все же расценили как нарушение и за это отправили в колонию-поселение. Там он был обязан провести 12 дней.

Маме обещали, что в тюрьме парню окажут помощь и просили не беспокоиться. Но через четыре дня в их доме раздался звонок: заключенный Акульшин Алексей Александрович умер в колонии № 11. Мать вызвали на опознание тела. Чтобы не показывать разбитое лицо сына, обмотали его голову пластиковым пакетом. На похоронах все обратили внимание на странные синяки: на лбу, на ушах и на руке. При этом в официальных документах причиной смерти был назван сердечный приступ, хотя 24-летний Алексей никогда прежде не жаловался ни на сердце, ни на здоровье вообще".

Это не единственная подобная история в Красном Куте. Артёму Сотникову, как и Алексею Акульшину, было 24. Он погиб двумя неделями раньше в другой колонии Саратовской области. "Мне был анонимный звонок, это где-то было после обеда, и сообщили, что моего сына больше нет, - рассказала мать Артема Лариса Сотникова. - Я не поверила сначала, а потом он мне в подробностях сказал, что моего сына запытали до смерти. Назвал фамилии: Бодряшов, Серов, Лихоманов и Четвертных, что пытали его в течение нескольких дней. Трое суток его пытали".

"Как и в случае с Акульшиным, родным Сотникова вначале сообщили, что их сын умер от сердечного приступа. Правда эта версия не очень вязалась с переломом копчика, следа от электрошокера и от наручников. Поэтому несколько дней спустя областное руководство Службы исполнения наказаний не без легкой иронии сообщило: Сотников погиб от травм, которые получил при падении с лестницы. Хотя сокамерник Артёма говорит: как его избивали в течение нескольких дней, было слышно даже сквозь громкую музыку".

По делу о смерти Сотникова арестованы только два сотрудника 13-й колонии, несмотря на то, что в показаниях свидетелей фигурируют четыре человека. Остальные продолжают работать в этой же тюрьме. Начальника зоны Вадима Бочкарева просто перевели на прежнее место работы, в другую колонию Саратовской области. В деле Акульшина по-прежнему нет ни обвиняемых, ни свидетелей. Потому как нет и самого уголовного дела.

Всего за месяц в колониях и изоляторах Саратовской области при загадочных обстоятельствах умерли уже трое арестантов. В случае с последней смертью руководство ФСИН утверждает, что заключенный Николай Мудизов получил все эти травмы еще до того, как попал в СИЗО. Доказать обратное сейчас почти невозможно. У третьего погибшего, в отличие от Акульшина и Сотникова, не было родственников, а значит, здесь спокойно может действовать принцип, который в саратовских тюрьмах называют "законом утилизации": списать зэка гораздо проще, чем списать матрас.

"Визит инспекторов, главным образом, связан с чудовищными преступлениями в областных колониях, которые потрясли всю страну, - прокомментировала визит посланцев омбудсмена РФ координатор саратовского реготделения ЛДПР Юлия Абрамова. - Убийства заключенных, пытки, издевательства и унижения, - вот что стало символами УФСИН в Саратовской области. Самые резонансные дела, о которых нам стало известно, были взяты под жесткий контроль ЛДПР и лично Владимира Жириновского, который в стенах Госдумы озвучил позицию партии по вопросу обеспечения прав и свобод в российских тюрьмах, а также потребовал уполномоченного по правам человека Владимира Лукина провести проверку в Саратовской области".

По словам Абрамовой, Жириновский "обратился на имя директора Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ Александра Реймера с требованием отправить в отставку начальника УФСИН по Саратовской области генерала Гнездилова". "Я надеюсь, что визит инспекторов Лукина в нашу область многое изменит и в системе исполнения наказания, и в вопросе соблюдения прав и свобод человека в России", - заявила Юлия Абрамова.

Как отмечают аналитики, региональный омбудсмен Нина Лукашова неохотно вмешивается в дела исправительной системы на территории Саратовской области, и если дает оценку тех или иных громких событий, то, в основном, оказывается на стороне власти. Видимо, Лукин не сильно доверяет своему представителю в Саратовской области, и решил разобраться в делах, творящихся за стенами саратовских учреждений ФСИН самостоятельно.