Сейм Латвии в первом чтении поддержал поправки к Закону "О Рижском свободном порте", согласно которым руководить гаванью должно правление из пяти членов, а не из десяти, как было до сих пор. Причем, по новым условиям, четверо из них будут представителями Кабинета министров. Второе, и окончательное, рассмотрение изменений состоится 11 сентября.

Скандалу вокруг Рижского свободного порта (РСП) - месяц. 5 августа правительство парализовало его работу, отозвав пять своих представителей в правлении (еще в нем заседают пять "ставленников" самоуправления, причем при возникновении спорных ситуаций голос мэра - решающий). Недовольство Кабинета вызвали два события: выдача гарантий фирме Rigas pasazieru terminals под получение в Parekss-banka кредита на 12 млн. латов и опасность вовлечения государства в международные судебные разбирательства в связи с желанием порта взыскать с финской компании Neste убытки в размере 1,049 млн. латов за нарушение условий договора. С начала августа правление РСП не может принимать решения, потому что не хватает кворума, который обеспечивает присутствие хотя бы шести членов. В результате под вопросом оказалось получение денег от Евросоюза на создание таможенного комплекса в порту стоимостью 3 млн. латов. К этому проекту планируется привлечь софинансирование программы PHARE в размере 2 млн. евро (1,27 млн. латов).

И правительство Эйнара Репше оказалось неспособным пожертвовать этой внушительной суммой. Появилась информация, что министр финансов Валдис Домбровскис все-таки направит представителя министерства на заседание правления РСП, чтобы был кворум и средства ЕС не прошли мимо. Причем чиновник будет уполномочен участвовать только в одном мероприятии и только в обсуждении вопроса о создании таможенного пункта. Что касается упомянутых поправок к Закону "О Рижском свободном порте", то юридическое бюро Сейма не рекомендовало принимать их в срочном порядке, поскольку "они ставят латвийские порты в неравные условия". Руководитель бюро Гунар Кусиньш допускает, что вначале можно провести лишь реорганизацию правления Рижского порта, но с намерением впоследствии осуществить ее также в Лиепайском и Вентспилсском портах. Также необходимо, по его мнению, решить вопрос о дальнейших правовых отношениях в ходе реорганизации, для чего следует провести учет собственности порта, чтобы выяснить, какие объекты ему принадлежат. Но партия премьера Эйнара Репше "Новое время" настояла на срочности рассмотрения законопроекта. (LETA, BNS, "Бизнес&Балтия")