Правительство Армении на заседании 31 мая утвердило программу управления государственным долгом государства на 2013-2015 гг.

Как отмечается в документе, в период кризиса внешний госдолг страны резко увеличился до 35,7% от ВВП в 2009 году, 34,2% и 36,1% в 2010 и 2011 гг. соответственно. В целом государственный долг (внешний и внутренний) в 2011 году достиг 41,7% от ВВП. Согласно программе, этот уровень находится в пределах контролируемости и не может нарушить долговую стабильность страны.

Что касается 2013-2015 гг., то правительство планирует увеличить объем находящихся в обращении гособлигаций на 118,6 млрд драмов. В деле внешних заимствований правительство будет отдавать предпочтение финансовым ресурсам с фиксированными процентными ставками и в свободно конвертируемой валюте. Существенная часть внешнего долга правительства составляют кредиты, направленные на развитие инфраструктур, которые направлялись на кредитование хозяйствующих субъектов и не обременяют государственный бюджет, поскольку обязательства по ним несут хозсубъекты.

В связи с ростом госдолга правительство уделяет повышенное внимание валютным и операционным рискам, а также связанным с рефинансированием и процентными ставками рискам. К примеру, риски рефинансирования внутреннего долга высоки, поскольку его большая часть сформирована из краткосрочных обязательств. Тем не менее, абсолютный объем внутреннего долга мал, по сравнению с внешним. По обязательствам 2011 года, временной диапазон обслуживания внешнего долга доходит до 2049 года, а внутреннего - до 2028-го. В ближайшие годы будет наблюдаться рост обслуживания внешнего долга правительства, поскольку заканчиваются льготные сроки по погашению кредитов.

В целях управления рисками рефинансирования и процентных ставок правительство намерено: уточнить объемы финансирования дефицита при помощи гособлигаций с учетом реформирования пенсионной и страховой систем, накопить определенные финансовые ресурсы для минимизации объема финансирования дефицита за счет гособлигаций в нежелательных ситуациях, активизировать механизмы выкупа и обмена, углубить сотрудничество с внешними партнерами, отдавать предпочтение внешним заимствованиям с фиксированными процентными ставками и максимальными льготными сроками, при необходимости и в соответствии с установленными регламентами фиксировать плавающие ставки по внешним кредитам.

Что касается валютных рисков, то, согласно стресс-тестам, при колебании курса национальной валюты до 20% проблем с управлением государственного долга не возникнет. Валютный риск в значительной степени смягчается тем обстоятельством, что большая часть госдолга выражена в SDR (58,3%). Так, в случае отклонения курса валют из корзины SDR на 1% от прогнозируемых значений величина долга изменится на $23,5 млн.

В 2011 году величина внешнего госдолга составила $3,568 млрд (36,1% от ВВП), в 2012 году прогнозируется на уровне $3,895 млрд (36,6%), в 2013 году - $4,037 млрд (35,2%), в 2014 году - $4,202 млрд (34,2%) и в 2015 году - $4,462 млрд (33,9%). Цифры приведены с учетом того, что Центральный банк новых долгов брать не будет.

Что касается внутреннего долга, то в 2011 году он составил 5,7% от ВВП, в 2012 году прогнозируется 6% от ВВП, в 2013 году - 6,3%, в 2014 году - 6,7% и в 2015 году - 7,1%. Внутренний долг планируется увеличить с $540 млн в 2011 году до $907 млн в 2015-ом (рассчитан по текущему курсу национальной валюты). При этом средняя стоимость внутреннего долга возрастет с 12,9% в 2011 году до 13,14% в 2015 году. Срочность долга возрастет с 1697 дней в 2011 году до 1841 дней в 2015 году.

Таким образом в 2015 году общий госдолг Армении должен составить $5,37 млрд или 41% от ВВП против $4,1 млрд или 41,8% от ВВП.

Подготовил Рубен Грдзелян