В 2004 году МПС России вложит около 0,5 млрд. рублей в оснащение железных дорог техническими средствами физической защиты. "МПС России рассматривает как одну из важнейших задач проведение комплекса практических мер, направленных на защиту пассажиров, работников и объектов отрасли, поскольку железнодорожный транспорт - наиболее уязвимый и доступный объект для совершения террористических актов, - заявил заместитель министра путей сообщения Михаил Акулов на брифинге, состоявшемся 5 сентября в Москве. - Эта работа проводится нами в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД и другими силовыми структурами".

Михаил Акулов сообщил, что если в 2002 году МПС России выделило 70 млн. рублей на оборудование объектов железнодорожного транспорта техническими средствами обеспечения безопасности (системами промышленного телевидения, охранной сигнализацией и др.), то в 2003 году эта сумма увеличена до 380 млн. рублей, а в 2004 году на эти цели предполагается выделить около 500 млн. рублей. Напомним, в прошлом году МПС была принята комплексная программа по оснащению объектов железнодорожного транспорта техническими средствами физической защиты. В 2002 году за счет целевого финансирования МПС техническими средствами физической защиты оборудованы 57 объектов, в 2003 году будут оборудованы уже 135 объектов, а в 2004 году - более 150. Заместитель министра отметил, что до конца 2003 года около 80 крупнейших железнодорожных вокзалов страны будут полностью оборудованы средствами беспрерывного видеонаблюдения.

По словам М.Акулова, на всех российских вокзалах в ближайшее время будут также созданы кинологические службы. Кинологи с собаками, специально обученными для обнаружения взрывчатых веществ и т.п., будут круглосуточно патрулировать территорию вокзала.

Кроме того, в ближайшее время будут ужесточены правила приема в камеры хранения на вокзалах ручной клади: пассажиру необходимо будет предъявить проездные документы и удостоверение личности. МПС России также прорабатывается вопрос о введении на вокзалах системы досмотра багажа пассажиров с помощью технических средств. Так, в ближайшее время такая система будет в качестве эксперимента введена на Казанском вокзале Москвы.

В настоящее время МПС России предпринимает ряд дополнительных мер по обеспечению безопасности движения. М.Акулов подчеркнул, что на сегодняшний день технические средства позволяют контролировать целостность рельсовой колеи, в то время как возможности своевременно выявлять несанкционированные вмешательства в земляное полотно под рельсами пока нет. Именно это, по предварительным данным, позволило злоумышленникам осуществить теракт на Северо-Кавказской железной дороге 3 сентября.

Однако, отметил М.Акулов, уже в ближайшее время железные дороги планируется оснастить техникой, которая позволит контролировать состояние балластного слоя на всех участках пути. Кроме того, следить за состоянием земляного полотна будут локомотивные бригады поездов, путевые обходчики, другие работники путевых хозяйств железных дорог.