Лидеры стран Европейского Союза и управляющие его общими делами в столице ЕС Брюсселе и Страсбурге, а также ведущие финансисты Европы и мира сейчас с напряжением следят за предвыборной кампанией в Греции. Вопрос ставится так: от результата повторных после 6 мая выборов 17 июня зависит, останется ли Греция в еврозоне, или ей предстоит ее покинуть. Всеобщие выборы в Греции являются непрямым референдумом по этой проблеме.

В центре разногласий политической и социально-экономической жизни Греции стоит проблема принятия "пакета помощи" ЕС и МВФ в размере €130 млрд. Принятие денег, разумеется, обговорено условиями, среди которых есть затрагивающие социально-экономические интересы подавляющего большинства греческого населения. Вот они то и порождают у него сомнения. С другой стороны, принимать положительное решение по "пакету помощи" необходимо и как можно скорее. Выборы состоятся 17 июня, а нынешние запасы евро в кладовых греческих банков, как сейчас утверждается, будут исчерпаны уже в конце июня месяца. Оптимистический сценарий дает грекам восемь недель до банкротства. Без новых поступлений валюты, на этот раз из €130 млрд "пакета помощи", Греции придется объявлять миру о своем дефолте. Сейчас возможность подобного сценария расценивается экспертами из City Group, как три против одного. Отметим, что в хронологической череде это второй "пакет помощи" Греции, а в феврале 2012 года речь шла уже о третьем.

Греческий дефолт имеет пока не совсем предсказуемые последствия, как для Греции, так и ЕС, а также всего остального мира. В последних двух случаях эксперты опасаются, что банкротство Греции через эффект домино приведет к аналогичной ситуации в Италии, Португалии и Испании, следствием этого станет распад зоны евро. Кроме того, греческий дефолт может стать спусковым механизмом к новому после 2008-2009 гг. витку финансового и экономического кризиса в мире.

Парадоксальность нынешней предвыборной кампании в Греции в том, что 85% греческого населения желали бы, чтобы евро и дальше оставалось платежным средством в Греции. При этом больше половины граждан этой страны выступает против принятия "пакета помощи". Т. е. личная позиция - против "пакета помощи" у греческого избирателя может сочетаться с желанием, чтобы евро осталось. Теперь именно эти граждане должны голосованием и решить судьбу своей страны, и, возможно, европейского валютного союза. Очевидно, что в данном случае в условиях кризиса стал проявляться базовый недостаток современной демократии - отсутствие социальной, политической и экономической ответственности у массового избирателя. Отсутствие у него способности принимать решения по затрагивающим лично его, но одновременно общественно значимым во временной перспективе проблемам.

Другой стороной беспомощности современного демократического плебса стал распад сложившейся системы власти и связанных с ней традиционных партий. При этом идущие на смену прошлому либерально-социалистическому тандему партии эпохи постмодерна не отличаются ни профессионализмом, ни внятной идеологией. В греческой ситуации после того, как две значимые партии десятилетий местной политики - социалистическая ПАСОК и либерально-консервативная "Новая политика" с одного дня на другой лишились двух третей своего прошлого электората, у греческих политиков во власти пропала какая-либо охота к ответственным, но крайне непопулярным решениям. Ведь падение классических партий случилось из-за их текущей деятельности по выполнению условий по "пакетам помощи". На прошлой неделе, 25 мая, германское издание Suddeutsche Zeitung, согласно имеющейся у него информации, утверждало, что власть в Греции парализована, приватизация государственных активов остановлена, а "реформы, проводимые правительством в Афинах, отстают от событий и практически остановились в последнее время". Паралич выразится и в том, что, как ожидается, в мае 2012 года министерство финансов соберет на 10% меньше налогов. Последнее обстоятельство 25 мая вызвало холодную ярость у исполнительного директора МВФ Кристин Лагард. В интервью британскому Guardian в связи с этим она заявила, что ей "жалко африканских детей в Нигере, а греков - нет".

Нынешний кризис в историческом центре демократической системы в Европе выявил базовый недостаток этой системы - отсутствие конституционной возможности чрезвычайной власти на особый строго ограниченный период. Между тем, классическая демократия в Древнем Риме такую возможность знала - магистратура единоличной диктатуры в чрезвычайной ситуации сроком на один год с возможностью продления. Что мы видим сейчас в охваченном всякого рода кризисами Европейском союзе? На государственном уровне попытки автократического правления вводятся в отдельных странах исподволь и не прямо. А действия эти встречают осуждение с наднационального уровня власти, как не соответствующие базовым ценностям демократического общества. Нынешний паралич власти в Греции встречает дружное осуждение, как в Брюсселе, так и Берлине с Вашингтоном, но как найти побудительный мотив для местной власти или использовать принуждение в греческом случае? Тем более что в Греции политический центр de facto оторвался от экономики. Ведь все принципиальные решения по экономике, финансам и инвестициям давно принимаются вне государственных границ Греции, правительству которой доверены осуществление приватизации госактивов и сбор налогов для исправных платежей по процентам.

Рейтинги политических партий Греции в идущей после 16 мая новой избирательной кампании демонстрируют, что идет концентрация избирателей вокруг основных полюсов: тех, кто готов принять условия ЕС, ЕЦБ и МВФ на получение пакета финансовой помощи - партий "Новая демократия" и ПАСОК; и тех, кто против - "Коалиция радикальных левых" (СИРИЗА). Концентрация идет за счет избирателей, голосовавших в предыдущие выборы за малые греческие партии. Позиция лидера партии СИРИЗА Алексиса Ципраса проста - грекам надо проявить твердость и не соглашаться на принятие €130 млрд. "пакета помощи" и связанных с ним условий. Твердость эту надо продемонстрировать голосованием на предстоящих выборах. В этом случае ЕС, Германия, ЕЦБ и МВФ вынуждены будут пойти на частичные уступки. Опросы общественного мнения показывают, что примерно половина греческих избирателей склонна верить в эту возможность.

В минувшую неделю лидеры ЕС, Германии, Франции, ЕЦБ и МВФ через мировые СМИ предприняли беспрецедентные усилия, чтобы изменить мнение греческих избирателей по означенной позиции Ципраса и партии СИРИЗА. Грекам при этом периодически демонстрировали то кнут, то пряник. Прежде всего, в СМИ стало широко распространяться мнение, что вероятность дефолта в случае победы СИРИЗА не просто велика, а событие это неизбежно. При этом заявлялось, что дефолт Греции с ее 2% экономики от ЕС будет, разумеется, неприятен, чувствителен для Евросоюза, но, в конечном итоге, преодолим. А вот Греции от него станет действительно плохо. Правительства и финансовые институты стран ЕС наперегонки стали заявлять, что они приступили к подготовке планов на случай неизбежного дефолта Греции и выхода этой страны из еврозоны. В ситуации с банками конкретно стало известно, что они подсчитывают свои возможные убытки.

Как оказалось, более всего в Греции пострадают из трансевропейских не германские, а французские банки. Так, в частности, для примера, Credit Agricole рискует лишиться €5.2 млрд., BNP Paribas - €2.9 млрд., Societe Generale - €400 млн. Глава Европейского центрального банка Марио Драги уже дал понять, что хотя он лично поддерживает членство Греции в еврозоне, но не будет сохранять его любой ценой.

Следует отметить, что при этом никто и не отнимал у греков "надежду" в случае их "правильного выбора" 17 июня. С регулярной периодичностью в СМИ повторялось, что Греция для еврозоны еще не потеряна. Надежду дал новый французский президент Франсуа Олланд, пообещавший сменить стратегию экономии по рецепту Меркель-Саркози на стратегию экономического роста. Другая идея Олланда о коллективной ответственности европейцев в еврозоне за долги - евробонд была сразу же замечена и оценена греческими политиками. Глава греческих социалистов и бывший министр финансов этой страны Евангелос Венизелос не преминул заметить: "Идея евробонда всегда была хорошей задумкой, если на основе его дадут денег в долг дешевле и на лучших условиях, чем сейчас". Даже Ангела Меркель и та выдвинула идею "особой экономической зоны", где странам-должникам будут обеспечены условия для экономического роста под надзором опытных наставников. Новая германская программа экономического роста кабинета Меркель должна сочетаться с европактом по экономии. Все эти предложения дают грекам надежду в случае "правильного голосования". После 24 мая избирателей Греции стали убеждать, что в рейтингах партия "Новая демократия" обходит по популярности СИРИЗА на 0,5-5,7%. До этого утверждалось обратное - СИРИЗА в рейтингах тогда якобы незначительно опережала "Новую демократию".

Таким образом, интрига предстоящих в Греции выборов продлится до дня подведения их итогов. Одно ясно, что сейчас властные инстанции ЕС, МВФ, ЕЦБ, Германии и Франции пытаются повлиять на благоприятный для них результат - победу "Новой демократии" и ПАСОК. С этой целью идет массированная международная кампания. А поскольку у Запада сейчас никаких надежд на дееспособность будущих греческих властей нет, то избран вариант "мягкого падения" или, точнее, "приземления" Греции. В этом отношении победа сторонников принятия "пакета помощи" на предстоящих выборах представляется столицам ЕС предпочтительной. Но и убедительная победа СИРИЗА также устроит Евросоюз. Ципрасу просто продиктуют условия. Подобный вариант переведет выход Греции из еврозоны в управляемый по времени процесс. Запад не верит в возможность создания дееспособного правительства в Афинах для реструктуризации экономики страны, но он бы хотел уменьшить свои финансовые потери. Проблема с "мягким сценарием" продолжительного по времени и регулируемого выхода Греции из еврозоны возникнет только тогда, если и после выборов 17 июня греческие политики не смогут создать правительственную коалицию и сформировать правительство.

И еще об одном аспекте нынешнего греческого кризиса - внешнеполитическом. Десятилетия пребывания Греции в рамках союза Запада (НАТО - с 1952 г. с перерывом на 1973-1981 гг., ЕС - с 1981 г.) существенно изменили наши поверхностные представления о действительном региональном местоположении этой страны. Между тем, географические реалии никуда не исчезли. Они только затаились, чтобы сейчас вновь напомнить о том, что считающаяся колыбелью западной цивилизации и родиной демократии Греция в "Новое время" в эпоху распада Османской империи очутилась в регионе Балкан со всеми его балканскими взрывоопасными проблемами. Нынешний греческий кризис означает возвращающуюся "балканизацию" этой страны. Во внешнеполитическом плане обратим внимание на прошедший недавно в мае 2012 г. саммит НАТО в Чикаго. Здесь нужно отметить то, что на нем соседняя с Грецией Македония (FYROM) вновь не получила приглашение вступить в эту военно-политическую организацию. Не было даже и речи об этом. Греческой дипломатии, ссылаясь именно на реалии кризиса, удалось убедить США, что прием Македонии в НАТО не своевременен. Между тем, после саммита НАТО в Бухаресте 2008 г., на котором Греция наложила вето на вступление Македонии в эту организацию, последняя много потрудилась, чтобы преодолеть это препятствие. В апреле 2011 г. правительство Македонии Николы Груевского подало иск в Международный суд в Гааге на Грецию с обвинением ее в создании искусственных препятствий для вступления Македонии в ЕС и НАТО. Македония сослалась на условия выполненного ей Временного соглашения от 1995 г. о названии и флаге. 5 декабря 2011 г. Международный суд в Гааге принял решение, что Греция не имеет права блокировать членство Македонии в НАТО, ЕС и других международных организациях. После решения международного суда македонская дипломатия сразу же предприняла "широкое наступление" с целью получить от НАТО хоть какие-то обнадеживающие Македонию обещания. В ответ они столкнулись с официальным холодным молчанием. Последнее обстоятельство означает, что в условиях греческого кризиса для Запада действенными стали не правовые основания судебного постановления Международного суда, а реальная возможность дестабилизации Греции еще по одному - по внешнеполитическому направлению. Пауза с приемом Македонии в НАТО весной 2012 г. является косвенным признанием балканских реалий именно Греции - инициатора внешне сейчас уже бессмысленного конфликта. И тут существенно то, что на саммите в Чикаго против позиции Греции в "македонском вопросе" выступил ее главный противник в регионе - Турция. Македония является территориальным звеном на Балканах, посредством которого Турция осуществляет связь с мусульманскими Косово, Албанией и Боснией. Турецкие и греческие дипломаты публично обменялись на саммите в Чикаго достаточно резкими репликами. К позиции Турции присоединилась и другая соседка Греции - Албания. В защиту Греции на саммите в Чикаго могла бы выступить Болгария, но она предпочла промолчать.

Все более и более погружающаяся в социально-экономический кризис Греция, со своей распадающейся экономикой, продемонстрировала изоляцию от своих соседей по Балканам по "македонскому вопросу", который она сама и создала. Значимо и другое - всегда существовавший дисбаланс в регионе между Грецией и Турцией стал еще больше сдвигаться в пользу последней. Это обстоятельство мгновенно сказалось на кипрской проблеме. Греческому Кипру пришлось искать в восточном Средиземноморье дополнительную опору, которую он нашел в лице Израиля. Турецкие же СМИ вбросили в эфир сценарий, согласно которому Турция может заменить Грецию в ЕС, придав дополнительный импульс европейской экономике на фоне нарастающего кризиса.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM