В Свердловском областном суде 23 мая началось предварительное слушание уголовного дела по обвинению депутата Екатеринбургской городской Думы Максима Петлина в вымогательстве взятки. Одним из основных аргументов следствия является видеозапись, на которой Петлин якобы договаривается с руководством одной из строительных компаний о сумме денег. Сам депутат не признаёт своей вины и считает дело сфабрикованным. О судебных делах и текущей деятельности обвиняемый депутат рассказал в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: 23 мая в областном суде прошло предварительное слушание Вашего уголовного дела. Следствие считает Вас виновным, но Вы своей вины не признаёте. Вы не изменили свою позицию? Напомните читателям, в чём Вас обвиняют и почему Вы не согласны.

В ноябре 2010 года сотрудники ФСБ в моих действиях усмотрели признаки экстремистской деятельности - митинги в защиту Конституции России, за конкуренцию в политике и экономике, под этим предлогом было получено судебное разрешение на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении меня - "прослушка" телефонных переговоров, наблюдение, чтение почты, снятие информации с линий электросвязи и интернета. Хотя ясно, что никаким экстремизмом я не занимался, а вёл законную политическую деятельность, но моя борьба против коррупции в Администрации Екатеринбурга явно кого-то не устраивала.

Через пару месяцев, когда начался конфликт в парке у моего дома, была организована провокация сначала с мнимыми переговорами с застройщиком, потом с передачей денег моему бывшему помощнику, далее обвинение в вымогательстве, моё задержание, освобождение, полгода следствия, нулевой итог. В августе 2011 - новые обвинения по тому же эпизоду, но теперь уже в получении взятки, вспомнили, что я депутат.

При всём при этом я действовал правильно и законно, хотя против меня работали профессиональные провокаторы, предложившие "финансовую помощь", на социальные проекты. Но я чётко озвучил, что готов отозвать поданный ранее мной иск из суда, если вырубка будет остановлена, парк сохранён и выплачена компенсация за вред причиненный стройкой, об этом же было составлено и подписано соглашение.

ИА REGNUM: Насколько сильны, на Ваш взгляд, позиции обвинения? Есть шансы, что Вас оправдают?

Следствие до сих пор не определилось, в чём конкретно меня обвиняет. У меня нет полномочий (и следствие их так и не нашло), за которые можно получить взятку, так как подавать иск в суд и требовать компенсацию за отзыв иска имеет право любой гражданин. Собственно, и обвинение это прекрасно понимало, и поэтому в августе 2011 была проведена операция по изолированию меня в СИЗО, где я провёл почти 7 месяцев. Через месяц заключения мне предложили признать вину и выйти на свободу, пообещав штраф. Это такая форма давления при отсутствии доказательств - отправка в СИЗО.

Версия о получении взятки за то, чтобы я не стоял под спиливаемой сосной, выглядит бредом, но что решит суд - мне не известно.

ИА REGNUM: После своего освобождения из СИЗО Вы собирались добиваться признания Вашего ареста незаконным. Какие шаги уже сделаны в этом направлении?

Адвокатами подан иск в Европейский суд по правам человека. Мы обжалуем и постановление о "прослушке" и арест.

ИА REGNUM: Прошедший год отметился Вашей борьбой за сохранение лесопарка на улице Репина и против строительства там ритейл-парка. Свердловский Уставный суд признал документ, по которому гордума выделила землю под строительство, незаконным. Какова сейчас ситуация на объекте? Удалось ли добиться остановки строительства, или все усилия пошли прахом?

Торгово-развлекательный центр в 50 метрах от кладбища уже практически построен. Несмотря на все обещания компании-застройщика, деревьев там почти не осталось. Но я не считаю, что все наши усилия пошли прахом, мы победили в Уставном суде, и это очень важно. Сейчас вопрос рассматривается в Арбитражном суде. Хотя решение Уставного суда так и не было выполнено. Почему? Это предмет отдельного расследования. Кстати, эта ситуация продемонстрировала, что не все равны перед законом, кто-то явно равнее других.

ИА REGNUM: Проблема вырубки лесопарковых зон и памятников истории и культуры и строительства на их месте новых зданий для Екатеринбурга актуальна. Один из последних примеров - здание "Пассажа". Что мешает эффективно вести борьбу с произволом чиновников и отдельных бизнесменов?

В нашем городе сложилась такая ситуация, что чиновники из администрации города контролируют все сферы общественной жизни. Они умело отстранили жителей города от участия в решении общегородских вопросов. Публичные слушания превращены в фарс. Земельные участки под строительство выделяются кулуарно и тайно. Вполне возможно, что, пока Вы читаете это интервью, кто-то оформляет права на Ваш двор или парк, или участок под тем или иным памятником в центре города, а узнаем мы об этом тогда, когда появится экскаватор и начнёт рушить привычную среду нашей жизни.

Я внёс поправки в положение о публичных слушаниях, которые предусматривают их проведение исключительно в выходной день. Это помешает власти сгонять на них сотрудников бюджетных учреждений для принятия "нужного" решения, позволит горожанам принимать участие. Следующий шаг - сделать так, чтоб публичные слушания стали действительно публичными. Информация о них должна распространяться максимально широко.

ИА REGNUM: По каким ещё направлениям Вы работаете в настоящее время? Что на повестке дня?

Помимо общегородских вопросов я много времени уделяю вопросам развития инфраструктуры своего избирательного округа. Мы с помощниками регулярно проводим объезды, фиксируем проблемные места. Раз в неделю я веду личный приём, проводим встречи во дворах. Особняком стоит проблема качества дорог и нехватки детских садов.

ИА REGNUM: Депутаты Екатеринбургской городской Думы утвердили новый состав избирательной комиссии. Ваш представитель туда не попал. Отразится ли это на Вашей работе с горизбиркомом? Каких изменений следует ожидать при новом составе комиссии?

Многие СМИ называют Станислава Жаркова моим представителем. Это не так. Станислава выдвинула партия "ЯБЛОКО", решение принималось коллегиально. Фактически формирование избиркома прошло под диктовку администрации города. Хотя с отменой сбора подписей для кандидатов от политических партий роль горизбиркома заметно снизится. Раньше это был инструмент для недопуска на выборы неугодных кандидатов. Сейчас... Сейчас, возможно, будут снимать с выборов по надуманным поводам, но снять после регистрации гораздо сложнее, чем не зарегистрировать.

На ближайшем региональном Совете партии мы рассмотрим вопрос об обжаловании решения городской Думы о формировании избирательной комиссии.

ИА REGNUM: Прошло полтора года с тех пор, как в Екатеринбурге начала работать двуглавая система управления. Насколько она оправдала себя за это время? Нужно ли отменять её и возвращать прямые выборы мэра?

Как я уже говорил, администрация Екатеринбурга контролирует многие сферы общественно-политической жизни в городе. Клан Чернецкого-Тунгусова имеет своих людей везде.

Я за прямые выборы, но в такой ситуации, как у нас, шанс получить независимого мэра ничтожно мал. Без декриминализации управленческой команды города никакая система не будет эффективна, будем жить с дырявыми дорогами, гнилыми трубами, мечтая о "ЧМ-2018" и "EXPO-2020".

ИА REGNUM: В 2013 году Екатеринбург будет выбирать главу города. Выставите свою кандидатуру? И кого хотели бы видеть в качестве кандидатов на этот пост?

Пока ясно только одно - партия "ЯБЛОКО" примет участие в этих выборах. У нас есть идеи по развитию города и воля победить коррупцию, мы готовы брать ответственность и объединить всех патриотов нашего города.