В Санкт-Петербурге снова можно увидеть весь Южный Кавказ

Москва, 21 мая 2012, 15:27 — REGNUM  "Сегодня мы отдаем долги, - сказал, открывая экспозицию "Народы Южного Кавказа", директор Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге Владимир Грусман. - Ведь у нас несколько лет не было этой экспозиции, которая посвящена этому прекрасному региону". Об этом сегодня, 21 мая, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В экспозиции представлены как старые "коронные" сцены экспозиции, например, сцена в доме грузинского князя, так и новые экспонаты из коллекции Этнографического музея. "В новой экспозиции, посвященной народам Южного Кавказа, использован новый региональный подход, - сказал главный научный сотрудник Российского этнографического музея Владимир Дмитриев. - Прежде практиковался национальный

подход, при котором грузины, азербайджанцы и армяне экспонировались отдельно".

Также в новой экспозиции сотрудники Российского этнографического музея постарались показать половозрастные роли, как традиционные, так и непривычные, например, женское скотоводство: в Азербайджане, где людей не хватало, женщины занимались выпасом скота на дальних пастбищах.

Еще одна изюминка новой экспозиции заключается в том, что здесь можно увидеть все виды маслобоек, существовавших в традиционных культурах. "Нам пришлось преодолеть ментальное сопротивление некоторых наших коллег, и теперь каждую из экспозиционных частей мы начинаем с религии, - отметил Владимир Дмитриев. - И тем самым показываем религию, как фактор, создавший национальный характер. При этом надо отметить, что во многих культурах христианство и язычество уживались".

Но главное открытие новой экспозиции, посвященной народам Южного Кавказа - возвращение в экспозиции изначального принципа архитектуры этнографического музея. "Мы открыли арки, - пояснил Владимир Дмитриев. - Раньше мы закрывали их не от хорошей жизни: экспонатов было много, и чтобы все разместить, приходилось жертвовать арками. Но теперь арочные проемы видны через прозрачные витрины, в которых мы разместили важные этнические символы, отраженные в материальной культуре, например, грузинская керамика".

В одной из таких витрин выставлены керамические сосуды с множеством горлышек. Это традиционные чаши для грузинского пира, аналог братины, с той лишь разницей, что при питье из такого сосуда у каждого участника пира - свое горлышко, несмотря на то, что внутри сосуды сообщаются, и все пьют одно и то же вино. Существует и другой вариант подобного сосуда, с двумя горлышками, для побратимов. Хитрость в том, что при питье из такого "братского" сосуда нельзя выпить больше, чем положено по-братски - иначе просто обольешься. А в сцене на высокогорном пастбище можно увидеть на первый взгляд не примечательный бурый сосуд, вроде бы керамический, а на самом деле сделанный из горной травы, чей сок, застывая, образует гладкую, практически керамическую поверхность.

"В исламской части экспозиции представлены шииты, в то время как мы больше знакомы с суннитским вариантом ислама, - подчеркнул Владимир Дмитриев. - Шииты чтят день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле, когда шиитская оппозиция проиграла битву и погибли имамы. В этот день шииты режут себя саблями, проливают кровь, но, что интересно, шрамов не остается". В экспозиции также представлены такие важные для народов Южного Кавказа места, как баня и чайхана, где с 19 века получили распространение русские самовары и высокие столы. "Мы постарались не затрагивать никаких вопросов, которые могли бы являться основой для конфликтов, - подчеркнул Владимир Дмитриев. - Нам важно, как окружающая природа, история и религия сформировали национальное лицо каждого из народов".

Напомним, что Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге существует более 100 лет. Он расположен в здании, специально построенном по проекту архитектора императорского двора В.Ф. Свиньина для показа этнографических коллекций. У истоков создания Музея стояли крупнейшие ученые России: П.Н. Кондаков, А.Н. Пыпин, В.И. Ламанский, В.В. Радлов, П.П. Семенов-Тяньшанский, В.В. Стасов. Заложенные ими основы музейной научной деятельности живы и по сей день. В центре музейного здания расположен Мраморный зал, облицованный розовым карельским мрамором, - один из красивейших парадных залов Санкт-Петербурга.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
19.02.17
The Daily Mail: «Может Трамп прав и с Россией можно дружить?»
NB!
19.02.17
Турция-НАТО: за браком без любви может последовать развод по расчету
NB!
19.02.17
Хроники турбулентной Америки. Порядок против «Бардака»
NB!
19.02.17
СМИ: тысяча американских солдат прибудут в Польшу в апреле 2017 года
NB!
19.02.17
Признание Новороссии: Путин повысил ставки. Западу крыть нечем
NB!
19.02.17
Петербург в линиях и красках
NB!
19.02.17
Минобороны РФ проводит испытания военной техники в условиях Арктики
NB!
19.02.17
Эскадра ВМС США с атомным авианосцем подошла к берегам Китая
NB!
19.02.17
Раскол России надвое: в главном мелочей нет
NB!
19.02.17
Советский режиссёр из далёкой Америки
NB!
18.02.17
МИД Украины осудил решение РФ признать паспорта жителей Донбасса
NB!
18.02.17
Порошенко: Украина находится в приоритете у администрации США
NB!
18.02.17
Порошенко прокомментировал признание РФ паспортов жителей Донбасса
NB!
18.02.17
Глава ДНР поблагодарил РФ за признание документов жителей Донбасса
NB!
18.02.17
Глава МИД Германии похвалил Польшу зря?
NB!
18.02.17
Президент Финляндии: Путин — не главная угроза для Европы
NB!
18.02.17
ВПК России продолжит зарабатывать в Индии: итоги авиасалона AeroIndia 2017
NB!
18.02.17
Исаакием по Полтавченко
NB!
18.02.17
В Карабахе укрепляют президентское правление: референдум пройдёт 20 февраля
NB!
18.02.17
Генерал Флинн: жертва, запланированная Трампом
NB!
18.02.17
США и Израиль бросают Ирану в лицо перчатку
NB!
18.02.17
Как завести семью на необитаемом острове?