Информацию о том, что казахстанские власти совместно с представителями Соединенных Штатов рассматривают превращение каспийского порта Актау в ключевой перевалочный пункт в рамках функционирования Северной сети поставок (ССП) иначе, чем странной, не назовешь. Речь в материале портала Eurasianet.org идет о расширении объемов грузоперевозок военного назначения из Афганистана и обратно по территории Казахстана. Дескать, стороны проводят консультации по этой теме и более того, казахстанские власти намереваются интегрировать свои планы в отношении Актау в продвигаемую США стратегию "Нового Шелкового пути". Она, напомним, направлена на создание региональной транзитной сети "с целью стабилизации ситуации в Афганистане после вывода оттуда американских и натовских войск".

Но вот что любопытно. Статья американского автора Джошуа Кучеры, занимающегося вопросами безопасности, возникла на страницах Eurasianet словно из воздуха, без единого информационного повода. В материале нет никаких ссылок на официальные источники - что, учитывая регион расположения центрального офиса издания (Нью-Йорк, США - ИА REGNUM), более чем непонятно.

Нет ясности и о качественном составе "переговорщиков" по этой теме с казахстанской стороны. В качестве основного комментатора автор выбрал Биржана Канешева, заместителя акима (губернатора - прим. ИА REGNUM) Мангистауской области, который, несмотря на свою биографию (успел поработать в администрации президента, заведующим секретариатом Совета безопасности Казахстана и советником министра иностранных дел - ИА REGNUM), вряд ли уполномочен принимать ключевые решения по вопросам военного стратегического планирования. Это тем более вероятно, поскольку речь идет о чиновнике, курирующем вопросы индустриально-инновационного развития региона. То есть, логичнее было услышать такой комментарий, как минимум, либо от "хозяина" области - губернатора Бауыржана Мухамеджанова, либо от какого-нибудь профильного министра.

Но, несмотря на вопиющее несоблюдение аппаратной этики, Биржан Канешев, похоже чувствует себя в качестве комментатора вполне уверенно. "Это хорошая возможность для американских военных транспортировать свои грузы через наш порт и аэропорт... А мы приобретем хороший опыт в организации мультимодальных транспортных перевозок, которые мы пока не практиковали в Казахстане, - отметил чиновник. - Это прекрасный способ создать совместные предприятия с американской стороной, с логистическими компаниями, и приобрести опыт в данной сфере. Они могут передать опыт и технологии, создать системы информационных технологий, обучить персонал" - заключил он.

Между тем, политические реалии Казахстана таковы, что ни один чиновник любого ранга и номенклатуры не может себе позволить прокомментировать вопросы такого уровня без предварительных консультаций с главой государства Нурсултаном Назарбаевым. Только у него одного в стране есть право и возможности формулировать основные внешнеполитические постулаты. Как в этом контексте выглядит заместитель губернатора? Ответим - как человек, в уста которого вложили нужный комментарий. То есть, если отбросить все дипломатические термины, речь, скорее всего, идет об информационном вбросе - что, учитывая связи заместителя акима Мангистауской области, приобретенные на предыдущих местах работы, выглядит более, чем логичным. "Вписать" в этот расклад американского журналиста - всего лишь дело техники, умения работать с информационным полем. Но кому и для чего это нужно? Отвечая на этот вопрос, мы попадаем на более зыбкое поле, поскольку речь идет о непредсказуемых с точки зрения формальной логики делах. Но предположить все-таки можно.

Дело в том, что информация о консультациях Казахстана и США по поводу Актау выглядит сенсационной только в приложении к громкой полемике вокруг российского Ульяновска. На самом деле впервые она всплыла в прошлом году, когда Wikileaks опубликовал дипломатические депеши посольства США от 2009 года. Одна из них называлась "Стратегическое значение морского порта Актау", речь в послании шла как раз о консультациях по поводу сотрудничества на этом направлении. Это автоматически означает, что авторы "вброса" не рисковали вообще ничем. Другой аспект напрямую касается времени опубликования этого материала. Судя по цифрам, указанным на сайте Eurasianet, статья об Актау была опубликована одновременно, с разницей в две минуты, с другим материалом от Джошуа Кучеры. Речь в нем идет том, что "Пакистан согласился возобновить транзит грузов через свою территорию для сил США и НАТО в Афганистане, подняв при этом расценки и, судя по всему, отобрав часть прибыли у северных соседей Афганистана, помогавших с транзитом во время пакистанской блокады". Это значит, что и автор, и комментатор вполне могли понимать бессмысленность статьи об альтернативном направлении - раз уж Исламабад снова включился в игру. Для чего же тогда Ак Орде вообще понадобилась эта пустая болтовня, не имеющая вообще никакой практической ценности? Кому и о чем хочет напомнить Астана, запуская в информационное поле "пустышку"? Можно, конечно, предположить, что это сигнал для Вашингтона - дескать, мы согласны обсуждать опции сотрудничества на приемлемых условиях. Но станет ли администрация Барака Обамы "отыгрывать" договор с Пакистаном обратно, видя, что один из партнеров в Средней Азии изъявил желание пересмотреть свою тарифную политику? Маловероятно.

Плюс все прекрасно осознают, что морской порт Актау по своим техническим характеристикам может запустить свою работу лишь в экспериментальном режиме - и здесь речь идет не о геополитике. Речь идет о том, что у страны нет ни соответствующего опыта, ни нужных технологий, о чем, кстати, напоминает в своем комментарии Биржан Канешев. Раз это осознают в Актау, то уж в Вашингтоне об этом знают подавно. Поэтому получатель этого своеобразного "послания" вряд ли находится за океаном. А раз власти заигрывают не с вашингтонским обкомом, то можно наверняка говорить, что информационная бомба предназначалась для ушей обитателей Кремля. А, поскольку информация совершенно беззубая, получается, что Ак Орда всего лишь хочет напомнить Владимиру Путину, что в регионе у него имеется единственный последовательный стратегический партнер. И, что, пожалуй, первый официальный визит стоило бы нанести вовсе не в Минск, а в Астану, которая уже привыкла к подобным знакам внимания. И что для Ак Орды очень нервительна ситуация, когда четвертый президент России еще и размышляет - куда ему приехать для начала: то ли к первому президенту Белоруссии, то ли к первому президенту суверенного Казахстана.

Ну, конечно же, Астана важнее.