Власти Белоруссии приобрели у Turkmenistan Airlines самолет Boeing-767-300ER, который ранее принадлежал президенту Туркмении Сапармурату Ниязову. Об этом 18 мая пишет белорусское издание "Хартия-97" со ссылкой на источник в Национальной авиакомпании "Белавиа".

Сумма сделки по приобретению самолёта покойного Туркменбаши (титул Ниязова, означающий "глава туркмен" или "отец туркмен") не разглашается. По оценке специалистов, стоимость Boeing-767-300ER на международном рынке составляет примерно $124 -160 млн в зависимости от модификации, однако данная сума может быть кратно большей, т.к. салон самолета Ниязова отделан натуральной кожей и ценными породами дерева, сантехника в душевой и туалетах выполнена с использованием драгоценных металлов и камней, лайнер оборудован всеми известными видами правительственной связи, системой предотвращения поражения ракетами класса "земля-воздух" и "воздух-воздух", а также снабжен парашютным оборудованием.

Запись о "Боинге" Туркменбаши (серийный заводской номер 33968/926, ранее носил регистрационные знаки EZ-A700) VIP-назначения была найдена в Международном авиационном реестре: "Boeing 767 -32K 33968 926 EW-001PB Belavia ferried 08 may 12 ASB-SAW, for VIP use ex EZ-A700". Издание отмечает: "В настоящее время новая дорогостоящая игрушка белорусского правителя отправлена на перекраску. Туркменскую символику с нее смоют, а взамен нанесут милую сердцу Лукашенко красно-зеленую ливрею и нарисуют на хвосте государственный герб. Интересно, что отечественным специалистам данную операцию не доверили: перекрашивать б/у самолет (равно как и осуществлять его дальнейшее ТО) будут в Германии. Именно во Франкфурте-на-Майне обслуживался и предыдущий "Боинг" Лукашенко".

Ранее (28 декабря 2011 года) оппозиционное издание публиковало информацию о намерении властей Белоруссии заключить сделку с Туркменией по покупке воздушного судна Боинг 767-300 с двигателями General Electric CF6-80C. По данным издания, самолет в VIP-компоновке был приобретен в 2005 году специально для президента Туркмении за $130 млн., а пассажирский салон выполнен L-3 Integrated Systems Group Waco Texas US. "Летный и технический состав НАК "Белавиа" практически завершил обучение для полетов и обслуживания нового вида техники, однако вопрос хранения воздушного судна пока остается открытым. Ангары, строящиеся напротив здания АТБ НАК "Белавиа", планируют ввести в эксплуатацию весной 2012 года и использовать их для хранения воздушных судов, обслуживающих только правительство Белоруссии", - говорилось в публикации.

Как сообщало ИА REGNUM, в 2011 году Белоруссия переживала экономический кризис, последствия которого, по оценкам МВФ и ряда других международных организаций, не преодолены до сих пор. На протяжении 2011 года чиновники Белоруссии и правительственные эксперты отрицали наличие кризиса в республике, указывая на "временные трудности" и "неурядицы" приведшие к трёхкратному падению курса национальной валюты, кратному росту цен, сворачиванию государственных социальных программ. В начале 2012 года Лукашенко признал наличие кризиса в прошлом году.

Напомним, Совмин и местные органы власти Белоруссии приняли ряд документов во исполнение директивы Александра Лукашенко №3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства" от 14 июня 2007 года.

Также напомним, Лукашенко неоднократно высказывал комплименты в адрес режима Сапармурата Ниязова, бывшего первого секретаря ЦК компартии Туркменской ССР, провозгласившего себя Туркменбаши (Türkmenbaşy - "глава туркмен" или "отец туркмен"), официально именовавшегося также как Сердар ("вождь") и Вечно Великий Сапармурат Туркменбаши. По словам Лукашенко, туркменам "повезло с первым национальным лидером" Ниязовым, который "заложил надежный фундамент для строительства эпохи великого возрождения" - т.е. эпохи правления туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедова.