Глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис на днях выступил с инициативой создания альтернативного властям Белоруссии центра силы, получив жесткую отповедь не только официального Минска, но и белорусской оппозиции. За заявлением Ажубалиса, при всей его внешней абсурдности, стоит очень и очень многое.

Прежде всего, Литва - член НАТО и Европейского союза, а Ажубалис, следовательно, входит в ведущий руководящий орган Совета Европы - Комитет министров (иностранных дел).

Двумя другими руководящими органами Совета Европы являются:

- Парламентская ассамблея (ПАСЕ), регулярно "отмечающаяся" антироссийскими демаршами;

- Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) - инструмент так называемой "еврорегионализации": под видом "европейской интеграции" на границах между странами - членами Совета Европы, создаются "еврорегионы", целью которых является создание горизонтальных связей поверх правительств и подрыв таким образом государственных суверенитетов.

По условиям Европейского союза, "еврорегионы", которые создают у себя региональные правительства, начинают получать финансирование из Брюсселя, то есть государства ущемляются или вообще лишаются главного рычага влияния на такие регионы - финансового. (На территории бывшего СССР создано 13 таких "еврорегионов", из них 9 - с участием субъектов РФ, в основном Калининградской области).

Стало быть, Ажубалис, как еврочиновник, относящийся к числу отвечающих в Совете Европы за "еврорегионализацию", делает предложение создать на территории своей республики параллельный Минску центр власти. И нет сомнений, что такой центр, будь он создан, имеет все шансы на признание тем же Советом Европы. (Потворствовал же до 1971 года Запад тайваньскому сепаратистскому режиму, который представлял интересы Китая в Совете Безопасности ООН вместо законных властей КНР).

Ясно, что Ажубалис нарушает все мыслимые и немыслимые дипломатические нормы, грубо вмешиваясь во внутренние дела Белоруссии, подрывая ее конституцию и суверенитет. Но еще более показательно, что проделывает это он на фоне функционирующего еще с 1997 года "еврорегиона" "Неман", который объединяет ряд единиц местного самоуправления Литвы с Гродненской областью Белоруссии. Иначе говоря, под такое внешнее вмешательство на территории Белоруссии заблаговременно, еще до приема Литвы в ЕС и НАТО, был создан плацдарм. Причем, в одной из самых проблемных областей.

Понятно, что подобная спецоперация - это уровень стратегического мышления отнюдь не литовского руководства с его традиционной провинциальной местечковостью. Руку здесь явно приложили куда более влиятельные люди и силы.

Силы эти г-н Ажубалис называет открыто: "наши друзья в США". Как говорится, кто бы сомневался. Особенно в свете пространных рассуждений о судьбах демократии в России и о "необходимости" окружить нашу страну "кольцом демократий".

При этом надо понимать, что не только создавать такое "кольцо", но и инициировать его создание - масштаб отнюдь не Литвы: "не по Сеньке шапка".

Как ни крути, а ничем иным, кроме получения команды (или, на худой конец, "отмашки") из Вашингтона, действия главы литовского МИД объяснить трудно. Тем более, что в этом вопросе он, видите ли, расходится с президентом Литвы Далей Грибаускайте.

Впечатляет и предложенная г-ном Ажубалисом форма реализации этого американского замысла: "переходный совет".

Нам это ничего не напоминает?

Разумеется! Ливию, а затем Сирию: в обеих странах "переходные советы" создавались для раскола страны и развязывания в ней гражданской войны. В Ливии за этим последовало иностранное - натовское - военное вмешательство и свержение законного правящего режима, чего Сирия избежала исключительно благодаря российскому и китайскому вето в Совете Безопасности ООН (которое, как помним, вызвало форменную истерику в американском Госдепе).

При этом сирийский "переходный совет" формировался в Турции, роль которой в случае с Белоруссией, если верить Ажубалису, готова исполнить Литва. (Спросили ли об этом литовских граждан - вопрос, конечно же, риторический).

Вхождение Белоруссии в Союзное государство с Россией, Таможенный союз и также ОДКБ, то есть наличие у Минска военно-политического союза с Москвой главным литовским дипломатом в расчет не принимается. Поэтому становится ясно, что коль скоро речь идет о подготовке в Белоруссии с помощью "переходного совета" внутреннего конфликта с прицелом на внешнее вмешательство, а конечной целью всей этой спецоперации г-н Ажубалис прямо называет России, логично сделать вывод о том, что Белоруссия - лишь предлог.

И следующий "переходный совет" (или "круглый стол") Ажубалисом (или каким-нибудь другим Саакашвили) будет предложено создать уже для России. Ведь именно об этом будущие "вожди" московского "Болота" еще в ноябре 2011 года, на так называемой "международной конференции "Хельсинки 2.0: За демократию и верховенство права в России", сговаривались с экс-премьером Бельгии Ги Верховстадтом, возглавляющим в Европейском парламенте фракцию "Альянс либералов и демократов".

Российских граждан, как и литовских, спрашивать об их мнении на этот счет, разумеется, никто и не собирался. Метаморфозы демократии, однако!