Визит президента России в Латвию может произойти только при условии наличия конструктивного политического фона в российско-латвийских отношениях, однако Бюро по защите Конституции (контрразведка) и Полиция безопасности Латвии делают его конфронтационным, заявил посол России в Латвии Александр Вешняков в интервью телеканалу PRO100TV.

"Наша страна получила приглашение, чтобы президент посетил республику. В повестке дня сегодня или завтра этот визит не стоит, но вообще в повестке дня он стоит", - сказал Вешняков, отвечая на вопрос, может ли состояться визит нового президента России Владимира Путина в Латвию.

По словам Вешнякова, для проведения такого визита нужна подготовленная к подписанию договорная база - такая же база была необходима перед визитом экс-президента Валдиса Затлерса в Москву в декабре 2010 года: "Когда созреют условия, чтобы можно было сесть за стол переговоров и принимать конкретные решения. Помните, как долго готовился визит президента Затлерса. Каким образом он созрел? Было подготовлено к подписанию десять разных соглашений межгосударственного характера. Я полагаю, когда у нас тоже будет подготовлена база для соответствующего разговора и подписания соглашений, тогда вполне может созреть и визит".

Однако договорная база - далеко не единственное, что требуется для приезда Путина в Латвию, полагает Вешняков: "Помимо этого нужно еще очень уважительно относиться друг к другу по тем чувствительным темам, которые есть в отношениях между нашими государствами - то, что называется политическим фоном. Я всегда был за то, чтобы политический фон в наших отношениях был конструктивным, а не конфронтационным, - говорит Вешняков. - Если говорить по отчетам от этих спецслужб (где говорится об угрозе со стороны России), то фон далеко не конструктивный. Но, думаю, внешнюю политику государства определяет не служба безопасности, а Сейм, президент Латвийской республики, Министерство иностранных дел. Поэтому посмотрим, как они воспринимают эти рекомендации. Я заметил разное - были одни высказывания во время референдума, более жесткие и категоричные. А по истечении определенного времени делаются другие, более обнадеживающие".

Как сообщало ИА REGNUM, согласно опубликованному в марте отчету Бюро по защите Конституции за 2011 год, внешняя политика России преследует цель дискредитации Латвии, ради чего Латвия обвиняется в возрождении фашизма и переписывании истории, создается имидж Латвии как обанкротившейся страны, акцентируется целенаправленная дискриминация Латвией русскоязычного населения. В качестве инструментов "кремлевской пропаганды" в отчете названы телекомпания "ТВ Центр", фонд "Историческая память" и новостное агентство "Regnum".

В свою очередь, согласно опубликованному в начале мая отчету Полиции безопасности (ПБ) за 2011 год, утверждается, что методы реализации российской политики защиты соотечественников стали более целенаправленными, поэтому увеличились риски, которые эта политика создает национальной безопасности Латвии; Россия угрожает сплочению латвийского общества. В 2011 году политика России по защите соотечественников фокусировалась на конкретных целях и задачах, период ее формализации в Латвии фактически завершился - созданы общественные организации и координирующие структуры, выявлены лидеры и активисты, упорядочены механизмы сотрудничества и финансирования, говорится в отчете. Одним из приоритетных направлений политики защиты соотечественников называется работа с молодежью в ближнем зарубежье: в Латвии создаются молодежные объединения, выдвигающие своей целью укрепление русского культурного пространства, защиту прав русскоязычных. Другим приоритетным направлением, по мнению латвийской спецслужбы, является попытка укрепить статус русского языка на европейском уровне. ПБ прогнозирует, что в дальнейшем такие попытки только усилятся.

Реализованная обществом "Родной язык" кампания по сбору подписей за поправки к Конституции Латвии, предоставляющие русскому языку статус государственного, в отчете ПБ расценивается как часть российской политики защиты соотечественников. С точки зрения ПБ, это был один из важнейших социально-политических процессов 2011 года, негативно повлиявший на внутриполитическую стабильность в стране. По мнению аналитиков ПБ, эта акция была нужна организаторам не затем, чтобы бороться за идеал, в данном случае повышение статуса русского языка, а для собственной популярности и узнаваемости. Кампания по сбору подписей была хорошо организованной, дисциплинированной, массированной и информационно самодостаточной; ее успех обеспечило то, что поправки к Конституции о статусе русского языка имели широкий круг сторонников, нередко с разными мотивами - идеологическими, практическими, личными, указывается в отчете.

В Латвии происходит дальнейшее расширение русского культурного пространства за счет местных организаций, например, путем создания русских центров при Балтийской международной академии и Даугавпилсском университете, организации дней русской культуры. Заметны также усилия по вовлечению в это пространство и латышей. Если политика общественной интеграции в Латвии нацелена на интеграцию нацменьшинств, то российская политика защиты соотечественников представляет угрозу для сплочения латвийского общества, считает ПБ. При этом финансирование российской политики такого рода в Латвии непрозрачно, так как не находит отражения в отчетах общественных организаций, и для поступления денег в Латвию используются самые разные каналы, говорится в отчете ПБ.