После подведения итогов парламентских выборов в Армении 6 мая, местные СМИ активно обсуждают вероятные поствыборные политические и кадровые расклады как в Национальном собрании республики, так и в вертикали исполнительной власти.

Так, например, утверждается. что уже вскоре заметные изменения ожидают губернаторский корпус. В частности, от своих должностей будут отстранены губернаторы тех областей страны, где правящая Республиканская партия Армении (РПА) потерпела поражение от своего партнера по властной коалиции - партии "Процветающая Армения" (ППА), либо обогнала её с незначительным перевесом.

По мнению наблюдателей, речь идет о губернаторах Котайкской, Ширакской, Вайоц-Дзорской и Арагацотнской областей, которые будут отстранены от работы.

Кроме того, как пишет газета "168 жам", заметное напряжение возникло в оппозиционном Армянском национальном конгрессе (АНК), который не без труда прошел в парламент с 7,1% голосов, в то время как для партийных блоков порог прохождения установлен в 7%. По сведениям издания, некоторые ведущие политики в составе Конгресса считают правильным сложить мандаты, показав тем свое несогласие с официальными результатами выборов. Участие в работе парламента, полагают эти деятели, способно окончательно дискредитировать АНК в глазах избирателей. Напомним, что по этому пути АНК пошел после выборов в совет старейшин Еревана, когда, получив почти 20% голосов граждан столицы Армении, отказался от участия в работе представительской власти города.

Однако против сложения мандатов выступил лидер АНК, первый президент республики Левон Тер-Петросян. Правда, сам он уже отказался от своего места (прозрачно дав понять, что "не царское это дело" - работа в парламенте для экс-президента), уступив мандат экс-премьеру Гранту Багратяну, который, вероятно, и станет руководителем парламентской фракции АНК. Не исключено, что свои мандаты сложат также лидеры двух входящих в Конгресс политсил - партии "Республика" Арам Саркисян и Народной партии Армении Степан Демирчян.

Арам Саркисян, брат убитого в 1999 году при теракте в парламенте премьер-министра Вазгена Саркисяна, во многих вопросах оппонирует Тер-Петросяну. В частности, он был против тактического сближения АНК с "Процветающей Арменией" на финальном этапе предвыборной кампании. Сторонники этой точки зрения полагают, что в результате авторитет АНК понизился, что и стало причиной относительно небольшого числа полученных голосов.

Сохраняет интригующее молчание и руководитель Народной партии Армении Степан Демирчян - сын также погибшего в упомянутом теракте лидера бывшей Советской Армении Карена Демирчяна. По данным издания, некоторые люди из окружения Степана Демирчяна призывают его сложить мандат, чтобы "не принижать свой статус общенародно избранного президента". Имеется в виду, что Демирчян-младший в 2003 году на президентских выборах в реальности победил, однако в результате различных манипуляций президентом вторично был провозглашен Роберт Кочарян.

Впрочем, не исключено, что и Арама Саркисяна, и Степана Демирчяна уговаривают отказаться от мандатов с тем, чтобы на их места пришли люди, занимаюшие в списке АНК более низкие позиции, однако считающиеся твердыми сторонниками Левона Тер-Петросяна, например, бывший военный прокурор республики Гагик Джангирян.

Не определилась пока также и конфигурация провластных сил, при том, что все три партии властной коалиции - РПА, ППА и "Оринац еркир" прошли в Национальное собрание и совместно владеют 80% мандатов. Для РПА, получившей, в общей сложности, 70 голосов в 131-местном парламенте, формирование новой коалиции, на первый взгляд, выглядит бессмысленным. Однако уже ясно, что её сателлит, "Оринац еркир", непременно составит с РПА новый блок, как о том поспешил заявить лидер ОЕ, секретарь Совбеза страны Артур Багдасарян. Нельзя исключить и вхождение в вероятную коалицию партии "Наследие", которая всегда позиционировала себя в качестве радикально оппозиционной силы, но в последнее время несколько пересмотрела свою позицию. Интрига продолжает сохраняться лишь из-за неясности в подходах ППА.

Набрав 450 тыс. голосов - вдвое больше, нежели на выборах 2007 года, "Процветающая Армения" несколько укрепила свои позиции. Но не более того. ППА контролирует вдвое меньше мандатов, чем РПА, а этого совершенно недостаточно для реализации далеко идущих планов и амбиций, на которые неоднократно ранее намекал её председатель, ведущий олигарх республики Гагик Царукян. Нескрываемое стремление ППА выйти из роли младшего партнера правящей партии объяснялось стремлением овладеть постом премьер-министра. Многие эксперты предполагали, что на должность премьера в этом случае партия выдвинет своего создателя и "серого кардинала", второго президента республики Роберта Кочаряна. Это, разумеется, кардинально отразилось бы на раскладе сил в феврале 2013 года, когда Армению ожидают президентские выборы.

Теперь же, как пишут местные газеты, "ППА нейтрализована", а следовательно - нейтрализован и Роберт Кочарян, возвращение которого во власть в настоящий момент стало более чем сомнительным. Неслучайно, согласно ряду сообщений, Гагик Царукян пребывает в крайне нервном состоянии и даже "не желает никого видеть". Очевидно, что олигарх обдумывает линию своего дальнейшего поведения. Как считают некоторые, ППА войдет в коалицию вместе с РПА и ОЕ. Царукян оппозиционером не станет. Олигарх-оппозиционер - это всё равно что еврей-дворник.

Впрочем, не всё так однозначно (не в отношении дворника, а в отношении Царукяна). Очередная коалиция с олигархом и тем более с его неформальным поводырем лидеру РПА, президенту Сержу Саргсяну не нужна. Конечно, для него было бы желательно, чтобы ПА подтвердила свое прежнее обязательство поддержать на предстоящих выборах кандидатуру действующего главы государства, но это может произойти и без заключения очередного коалиционного соглашения, а просто в результате "разовых" закулисных договоренностей между Саргсяном и Кочаряном. Не слишком нужна коалиция и Гагику Царукяну, для которого в складывающейся ситуации основной целью становится сохранение в неприкосновенности своей бизнес-империи, а не несколько непринципиальных постов в структурах исполнительной власти. Но и эта задача решается, в первую очередь, в процессе неформальных переговоров. Проблема ППА в том, что, согласившись на коалицию (если её туда, конечно, пригласят) партия сразу же станет политическим ничтожеством - такие примеры в современной истории Армении имеются. И еще неизвестно, что лучше для бизнеса Царукяна - сохранить формальную независимость, имея в парламенте весьма солидную фракцию и возможность апеллировать к общественному мнению, или де-факто полностью "раствориться" в новой коалиции, утратив возможность любых сколько-нибудь самостоятельных шагов в будущем.

Несомненно, Царукян (и особенно люди из его окружения) это понимает. Неслучайно, прошедший в парламент под вторым номером в списке ППА экс-министр иностранных дел, близкий к Роберту Кочаряну деятель Вардан Осканян уже выступил категорически против коалиции с РПА. Стоит особо отметить, что вход Осканяна в ряды ППА заметно сказался на имидже этой политической силы. ППА в короткий период обрел западный шарм и оброс медийными возможностями, выстроенными с опорой на Facebook, Youtube и другие американские медийные площадки. И Осканян в данном случае прав и с той точки зрения, что было бы глупо сливать весь этот потенциал в "кошелек" республиканцев.

Сам Царукян, поблагодарив соотечественников, проголосовавших за его партию, указал, что все его шаги "будут открытыми и приемлемыми для народа", ибо ничего "дороже доверия народа" для олигарха нет (!). При этом он пообещал принимать все решения лишь после консультаций с соратниками. Всё это заставляет предполагать, что ППА всё же может попытаться за оставшееся до президентских выборов время укрепить свои структуры, расширить число сторонников и попытаться выйти на выборы со своим кандидатом.

Такому развитию событий может способствовать и интрига, которая, по мнению ряда наблюдателей, начинает вызревать в рядах правящей партии. Так, например, политтехнолог Армен Бадалян полагает, что отныне основная борьба на политическом поле страны станет разворачиваться уже не между отдельными партиями, как было доселе, а между различными группировками, существующими в РПА. Это - традиционалисты в лице "криминально-олигархического" крыла и реформаторская группа молодых политиков, идущих на смену старой партийной "гвардии". Поскольку в стране - даже с биологической точки зрения - пришло время смены предпринимательских и политических элит, практически в неизменном виде сохраняющихся вот уже 20 лет, борьба, которая протекает "под ковром", может принять достаточно острый характер.

Разногласия внутри РПА могут воодушевить "Процветающую Армению" на еще одну попытку перехвата инициативы на выборах президента в будущем году. Но случится это только в том случае, если Сержу Саргсяну и Роберту Кочаряну так и не удастся в конечном счете выстроить разумный баланс политического и экономического влияния в стране. Оснований полагать, что два политика найдут общий язык тем больше, что они тесно связаны друг с другом в плане общей колоссальной ответственности за современную судьбу страны.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)