Завершившаяся в Армении парламентская предвыборная кампания была необычна уже хотя бы тем, что в целом удовлетворила практически всех участников марафона - и власти, и оппозицию, и международных и местных наблюдателей. Замечания, разумеется, были - равно как и некоторые зафиксированные нарушения в виде давления на отдельных кандидатов и представителей оппозиции в территориальных избиркомах, раздачи предвыборных взяток (чем грешили ведущие претенденты на места в парламенте), столкновений сторонников некоторых кандидатов, выдвинувшихся по мажоритарной системе. Но, во-первых, эти факты не имели массового характера, как бывало раньше, а во-вторых, по всеобщему мнению, СМИ, в том числе и телевидение, были равно доступны для всех участников электоральной кампании. Не прозвучало пока нареканий и в адрес полиции.

Еще одно важное обстоятельство. В ходе прошедшей кампании практически все политические силы допускали или пытались блокироваться друг с другом. Перманентные и сиюминутные союзы возникали совершенно неожиданным образом даже между заклятыми противниками. То есть, на политическом поле наличествовала весьма высокая степень конкуренции. Некоторые наблюдатели полагают, что это было обусловлено неожиданным расколом в лагере власти. Образовались два полюса - Республиканская партия и партия "Процветающая Армения", которые притягивали к себе остальные силы, создавая предпосылки для широкой конкуренции. С другой стороны, в этой ситуации РПА и ППА применили максимум средств и усилий для обеспечения успеха, что в итоге усложнило задачу прохождения в парламент остальных, менее влиятельных сил. Таким образом, высокая степень конкуренции, скорее всего, была обусловлена не демократическими устремлениями армянской власти и призывами Запада, а расколом внутри лагеря власти, который, впрочем, по итогам выборов может вновь консолидироваться. И это, пожалуй, свидетельство того, что в широкой конкуренции в такой стране как Армения обязательно выиграет сила, обладающая внушительной материальной или административной базой. Таким образом конкуренция в итоге могла бы привести к обратному результату - дальнейшей монополизации политического поля. Поэтому, еще одним серьезным новшеством стало то, что власть практически в открытую помогала оппозиционным силам, в частности, тому же Армянскому национальному конгрессу (АНК) устоять на ногах и дотянуть до выборов с некоторым запасом электорального потенциала.

Были и "ноу-хау", которые невозможно было представить в недавнем прошлом. Ряд партий, включая правящую Республиканскую партию Армении (РПА) обратились в Службу национальной безопасности республики с предложением открыть доступ к информационной системе пограничного электронного управления Пограничных войск, что позволит проверить, находится ли конкретный гражданин на территории страны в день голосования или отсутствует. Согласие спецслужбы было получено с условием, что указанные данные будут использованы только в ходе выборов. Также большинство партий обеспечили своих доверенных лиц видеокамерами для фиксации процесса голосования и подсчета голосов. Причем партии достигли согласия при необходимости делиться друг с другом информацией.

Был создан и, насколько можно понять, активно работает совместный штаб по контролю выборов, куда вошли представители трех оппозиционных и одной провластной политической силы. Со специальными заявлениями выступили Полиция и Генпрокуратура, указавшие, что будут в рамках закона последовательно стоять на страже чистоты и прозрачности выборов. Всем этим подобные примеры не исчерпываются.

Очевидно, что указанные непривычные для электоральных процессов в Армении обстоятельства обусловлены, в первую очередь, многократно продекларированным президентом Сержем Саргсяном намерением провести "самые легитимные, прозрачные и справедливые в истории Армении выборы". И хотя некоторые оппозиционные силы выражают сомнения, что в данном вопросе власть проявит необходимую волю, уже очевидно, что столь массовых и вопиющих нарушений, какие бывали в предыдущие годы, в Армении на сей раз, скорее всего, не будет. "Мы сделали все возможное для того, чтобы в нашей стране состоялись хорошие выборы, в соответствии со стандартами свободных и демократических выборов, чтобы их результаты внушили доверие как народу, так и нашим партнерам. Это очень важно для нас", - подчеркнул президент Саргсян в беседе с руководителем наблюдательской миссии СНГ Владимиром Гаркуном. Такого рода заявления в предвыборный период делались регулярно.

Принято считать, что данные намерения главы государства объясняются, в первую очередь, внешними факторами. Не раз говорилось, что европейские структуры ставят в прямую зависимость процесс заключения ассоциативного соглашения между ЕС и Арменией, равно как и ход переговоров относительно создания зоны свободной торговли от уровня проведения парламентских выборов 6 мая. Не секрет также, что ЕС обещал Еревану весьма значительные (говорится о 1,5 млрд евро) инвестиции и гранты, если выборы пройдут без серьезных нарушений и будут признаны как наблюдателями, так и основными участниками. Однако настрой международного сообщества к вопросу о проведении свободных и справедливых выборов всегда был однозначен и ни в чем не изменился. А вот финансовое самочувствие ЕС с тех пор заметно испортилось, так что ожидания европейской "небесной манны" могут оказаться тщетными даже в случае обеспечения армянскими властями кристальных выборов.

Но дело здесь, очевидно, не столько в требованиях и ожиданиях, сколько в том, что изменилось отношение к выборам у руководства Армении. Это может объясняться тем, что Серж Саргсян (как, кстати, и представители ведущих оппозиционных сил) рассматривает парламентские выборы в качестве репетиции выборов президентских, которые должны состояться в феврале будущего года. Именно для этого главе государства необходим легитимный парламент, в котором будет представлен основной спектр политических сил республики. Тотальная, причем "продавленная" победа правящей партии, лидером которой является президент, заведомо делегитимизирует в глазах международного сообщества и будущие президентские выборы, и их победителя. Так - по целому ряду причин - случилось после президентских выборов 2008 года, завершившихся 1 марта кровавым столкновением радикальной оппозиции с силами правопорядка.

Груз этих событий четырехлетней давности, несомненно, все эти годы довлел над лидером Армении, значительно ограничивая для него возможности маневра в сфере внешней политики. Между тем именно на этом направлении перед Арменией продолжают стоять два фундаментальных вызова: урегулирование застарелого карабахского кризиса и нормализация армяно-турецких отношений. Все предпринятые в указанных процессах шаги и действия пока носят половинчатый и незавершенный характер. Разумеется, происходит это не только (а вернее - не столько) по вине Армении, но в силу известной малоконструктивной позиции, с одной стороны, Баку, а с другой - Анкары. Однако именно недостаток международной легитимности, как можно понять, в некоторых случаях мешает президенту и армянской дипломатии проводить максимально плодотворную линию и заставляет учитывать в практической деятельности ряд обстоятельств, порожденных сложившейся ситуацией.

Поэтому стремление Сержа Саргсяна провести хорошие выборы вполне объяснимо. Имеются надежные свидетельства того, что с подобным призывом президент выступает не только публично (что можно расценить также как пиар-ход), но и в кругу ближайших соратников, а это свидетельствует о серьезности заявленных намерений. Однако не факт, что функционеры и активисты правящей партии искренне и глубоко разделяют эти намерения своего лидера. В их кругах нет-нет, да и ощущается настрой на "сокрушительную победу" и завоевание абсолютного парламентского большинства, что вряд ли представимо в условиях честных выборов.

Данная коллизия, пожалуй, является самым существенным фактором, способным оказать воздействие на ход сегодняшнего голосования и - в особенности - подсчета голосов. Надо надеяться, что воли главы государства окажется достаточно для преодоления связанных с этим рисков.

Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Закавказья