"Нельзя бояться экспансии Китая и огораживаться", - так заявил 2 мая в интервью Общественной телерадиокорпорации президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, говоря о строительстве железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан. "Надо пользоваться тем, что Китай - наш сосед, - сказал глава Киргизии. - Даже если мы не построим дорогу, то они все равно к нам приедут. Их 1,5 млрд человек. Будут идти и работа, и торговля".

Как рассказал Атамбаев, есть два направления строительства данного железнодорожного полотна: концессионный путь и создание совместного предприятия, использования схемы "ресурсы взамен инвестиций" "невозможно". "При строительстве железной дороги Киргизия будет иметь доступ к океану через Китай и выйдет из тупика. Если мы хотим стать независимым экономически развитым государством, то надо развивать транспортную сеть", - цитирует Алмазбека Атамбаева интернет-издание Tazabek.

Отметим, что ряд политических и общественных деятелей Киргизии неоднократно заявляли о том, что строительство железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан поспособствует тому, что в Киргизию "хлынет поток китайцев". К примеру, в интервью радио "Азаттык" ("Свобода") бывший и.о. генерального прокурора Киргизии, ветеран спецслужб Кубатбек Байболов заявил: "Есть угроза демографического характера. Надо просчитать последствия этого проекта для такой маленькой страны, как наша. Нас, киргизов, всего порядка трёх миллиона, а китайцев - 1 млрд 350 млн. Нельзя исключать того, что вместе с железной дорогой к нам хлынет поток мигрантов оттуда". Министр юстиции Киргизии Алмамбет Шикмаматов на заседании парламентского комитета по правопорядку и законности так же заявил: "Что мы будем делать, если скоро у нас появятся чайна-таун, и как мы тогда будем выдворять иностранцев? Есть угроза национальной безопасности".

Напомним, 17 апреля Министерство транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC) подписали Меморандум о сотрудничестве, согласно которому в срок не более года будет проведено полное технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта за счёт CRBC.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в отделе информационной политики аппарата правительства, после подготовки и утверждения ТЭО будет подготовлен детальный проект строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан. "Правительством КР не рассматривается вариант финансирования "инвестиции взамен на ресурсы", - подчеркнули в кабмине. Отметим, что китайская корпорация также пообещала привлечь инвестиции для строительства железнодорожного полотна. Однако китайская сторона готова взять на себя полное финансирование строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан только с тем условием, что взамен строительства стоимостью 2 млрд долларов киргизские месторождения "Жетим-Тоо", "Сандык" и "Терек-Сай" будут отданы Пекину, сообщил радио "Азаттык" ("Свобода") анонимный источник из Министерства транспорта и коммуникаций Киргизии.

"Кажется, что этот долгострой никогда не претворится в реальность, потому что Китай не отказался от своих прежних требований "инвестиции взамен ресурсов". Они категорически отказались рассматривать любые другие варианты. Похоже, что китайцы крайне заинтересованы в этих месторождениях, поэтому так активно добиваются контроля над ними", - сообщил он.

С предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, который неоднократно обговаривал вариант финансирования данного строительства по принципу "ресурсы взамен инвестиций", выступило правительство Киргизии.