Государственная дума РФ в первом чтении поддержала поправки в Гражданский кодекс РФ (ГК), предложенные президентом РФ. Как передает корреспондент ИА REGNUM, 27 апреля изменения вносятся в часть первую, некоторые главы части второй (так называемые финансовые сделки), третью (за исключением раздела V "Наследственное право") и четвертую ГК, которые касаются основополагающих институтов гражданского права.

Законопроектом, в частности, вводится изменение содержания категории "злоупотребление правом", деление юридических лиц на корпоративные (с участием в управлении учредителя) и унитарные организации, понятие "владельческое право" и институт владельческой защиты.

Предусматривается нотариальное удостоверение сделок, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации.

Регулируются решения собраний как самостоятельного юридического факта. Уточняются полномочия "наблюдательного совета" и "совета директоров" как двух разных органов управления; основания оспаривания сделок и правовые последствия признания их недействительными либо незаключенными (несовершенными); порядок ликвидации юридического лица и удовлетворения требований его кредиторов.

Исключаются организационно-правовые формы юридических лиц "Закрытое акционерное общество" (ЗАО) и "Общество с дополнительной ответственностью".

Кроме того, вводятся признаки для разграничения договора финансирования под уступку денежного требования с другими видами договоров, в рамках которых возможна передача права такого требования; обязательность нотариального удостоверения договора об ипотеке; новая статья о потребительском кредите; новые виды счетов (банковский счет в драгоценных металлах, совместный счет, номинальный счет, накопительный счет создаваемого юридического лица, публичный депозитный счет и так далее). Предусматривается возможность выпуска банками сберегательных (депозитных) сертификатов с отказом вкладчика от досрочного получения вклада.

Уточняются нормы законодательства об интеллектуальных правах в связи со вступлением России в ВТО. Устанавливаются общие принципы ответственности за нарушения интеллектуальных прав в интернете со стороны информационных посредников (интернет-провайдеров). Упрощается государственная регистрация передачи прав на патенты и товарные знаки. Определяются порядок патентования полезной модели меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав (возмещение морального вреда, возмещение убытков, компенсация, изъятие из оборота и уничтожение оборудования и материалов, используемых для нарушения исключительных прав, а также ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя).

Вместе с тем законопроект предполагается доработать. Зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев ("Единая Россия") отметил, что предлагаемая статья "Риск убытков банка и клиента гражданина при использовании электронного средства платежа" противоречит действующему законодательству. "По сравнению с действующим регулированием, предлагается ввести дополнительную ответственность клиентов в размере 10% от неправомерно списанных средств с их счетов. Также предлагается возложить на клиентов обязанность доказывать тот факт, что клиент не нарушал порядок использования электронного средства платежа, что повлекло к совершению операции без согласия физического лица", - пояснил депутат. Он напомнил, что с января 2013 года вступают в силу нормы, которые предусматривают, что "если стороны своевременно информируют друг друга о несанкционированных операциях, то убытки связанные с такими операциями несет банк в полном объеме, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица". "Таким образом, комитет считает, что редакция статьи 8561 проекта ГК не может быть поддержана", - сказал депутат.