Руководитель министерства иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис заявил, что во времена СССР больная тема Холокоста замалчивалась, но благодаря ученым и другим людям Литвы она утвердилась в памяти народа, сообщает сегодня, 20 апреля, корреспондент ИА REGNUM.

Фотофакт – стела у входа в мемориальный комплекс

В МИД для прибывших в Литву евреев разных стран- участников традиционного "марша живых" в память о Холокосте, открыта выставка "Синагоги Белоруссии - наследство евреев Великого княжества Литовского".

Любопытно было бы услышать из уст главы МИД, почему выставка со столь странным названием демонстрируется в Литве, а не, скажем, в той же Белоруссии. И куда делись собственно литовские синагоги?

Однако Ажубалис предпочел придать дискуссии иное направление. И рассказал о сотрудничестве ученых Литвы, Израиля и США, стремящихся заполнить пустоты в истории Холокоста. Глава МИД Литвы подчеркнул и значение усилий международной комиссии исследователей преступлений нацистского и советского режимов. "Поэтому в свободной и демократической Литве замалчиваемый в советское время Холокост - это не только чужое горе", - резюмировал глава литовского МИД, абсолютно замолчав тему участия литовцев в Холокосте.

Между тем жуткие факты остаются фактами.

Две страны Прибалтики - Литва и Латвия - поставили мрачный рекорд во время Второй мировой войны. Здесь с 1941 по 1945 годы было убито около 95% евреев: в Латвии - более 85%, а в Литве - 95%. Коренное еврейство Прибалтики было фактически уничтожено.

Прибалтийские страны были захвачены немцами быстро: в Каунасе и Вильнюсе немецкие войска были уже к вечеру 24 июня 1941 года, 26 июня были оккупированы Шяуляй в Литве и Даугавпилс в Латвии, 1 июля - Рига. К 7 июля любое сопротивление остатков частей и подразделений Красной армии было прекращено.

Самый кровавый погром за все лето 1941 года состоялся в Каунасе: по оценке немцев, с 24 по 30 июня 1941 года здесь было убито 3500-4000 евреев.

До сих пор неясно, кому принадлежала инициатива погрома. Часть историков приписывает ее журналисту Альгирдасу Климайтису, который прибыл в Каунас утром 25 июня вместе с передовой командой айнзацгруппы А. По одной из версий событий, Шталекер, командир айнзацгруппы А, предложил литовцам - Климайтису и еще нескольким лидерам "партизан", чтобы они направили свои усилия не только против коммунистов, но и против евреев. Вот как свидетель-немец описывает то, что он увидел в печально известном гараже компании Lietukis - компании "Литовское хозяйство", "Летукис", - ставшим таким же символом Холокоста, как фабрика смерти "Аушвиц":

"...С левой стороны большого двора находилась группа мужчин от 30 до 50 лет. Их там было человек 45-50. Этих людей пригнали туда какие-то гражданские. Эти гражданские были вооружены винтовками и носили на руках повязки...

Молодой мужчина в возрасте примерно 16 лет, с засученными рукавами, был вооружен железным ломом. К нему подводили человека из стоящей рядом группы людей, и он одним или несколькими ударами по затылку убивал его. Таким образом, он менее чем за час убил всех 45-50 человек...

После того как все были убиты, молодой мужчина положил в сторону лом, пошел за аккордеоном и взобрался на лежавшие рядом тела убитых. Став на гору, он заиграл литовский национальный гимн. Поведение стоявших вокруг гражданских лиц, среди которых были женщины и дети, было невероятным - после каждого удара ломом они аплодировали, а когда убийца заиграл литовский гимн, толпа подхватила его".

Судя по описанию, участники и зрители массового убийства евреев в гараже "Летукис" воспринимали расправу как национальное празднество или как патриотический акт.

Затем насилие перекинулось на другие районы Каунаса; всего с 26 по 30 июня в Каунасе было убито еще 2300 евреев. Большинство жертв были расстреляны "белоповязочниками" (то есть - литовскими националистами - прим. ИА REGNUM) в 7-м форте.

Вот что вспоминал о тех днях раввин Эфраим Ошри, преподаватель ешивы из каунасского предместья Слободка:

"Вечером в среду [25 июня] литовские фашисты в сопровождении толпы любопытных вошли в еврейскую часть Вилиямполе с топорами и пилами. Начав с улицы Юрбарко, они ходили от дома к дому, от квартиры к квартире, от комнаты к комнате и убивали каждого еврея на своем пути, старого или молодого".

Что касается синагог Литвы, которых только в Вильнюсе было более 300, а даже в самых маленьких поселках по 2-3, то лучшей иллюстрацией их судьбы можно назвать жизнь и смерть синагоги в городке Зарасай, расположенной на северо-востоке Литвы в приграничье с Латвией. Синагога была сожжена вместе со 150 евреями, оставшимися в городке и его окрестностях в 1941 году. Кстати, белорусские любители истории и исследователи Холокоста выпустили фундаментальный труд "Синагоги Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии и Эстонии". Ничего подобного в Литве не сделано, несмотря на "сотрудничестве ученых Литвы, Израиля и США, стремящихся заполнить пустоты в истории Холокоста", как сказал глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис..

Как ранее отмечало ИА REGNUM, в советское время память о евреях, погибших от рук нацистов и их литовских пособников, тщательно сохранялась в музеях Литвы, в музее IX форта в Каунасе, в мемориальном комплексе Паняряй в окрестностях литовской столицы. Только в Паняряй (Понарах) было уничтожено, а в 1944 сожжено более 70 тыс. евреев.