Министерство транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC) подписали Меморандум о сотрудничестве, согласно которому в срок не более года будет проведено полное технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта за счёт CRBC.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в отделе информационной политики аппарата правительства сегодня, 18 апреля, после подготовки и утверждения ТЭО будет подготовлен детальный проект строительства железной дороги. "Правительством КР не рассматривается вариант финансирования "инвестиции взамен на ресурсы", - подчеркнули в кабмине.

Как пояснили в отделе информационной политики, идея строительства новой железной дороги, соединяющей Китай и Узбекистан через территорию Киргизии, возникла в 1996 году после объявления китайским правительством о начале строительства Южно-Синьцзянской железной дороги Корла - Кашгар. В 2002-2003 годах правительство Китая предоставило Киргизии технический грант в размере 20 млн юаней для разработки отчёта об исследовании осуществимости (предварительного технико-экономического обоснования (ТЭО)) китайско-киргизско-узбекской железнодорожной магистрали.

Данный проект включён в перечень 40 национальных проектов Киргизской Республики, которые одобрены постановлением правительства от 8 сентября 2011 года №540. Проект также включён в программу правительства "Стабильность и достойная жизнь", отметили в кабмине.

Как сообщало ИА REGNUM, правительство Киргизии выступило с предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, который ранее обговаривал вариант финансирования строительства по принципу "ресурсы взамен инвестиций", речь шла о ряде золоторудных месторождений. На заседании парламентской фракции "Ар-Намыс" 5 марта депутат Кожобек Рыспаев заявил, что "нельзя отдавать месторождение взамен инвестиций, потому что народ не согласится". "Если китайцы думают, что действительно отдадут, то надо понять, что парламент тоже не согласится", - процитировало парламентария интернет-издание Tazabek. В результате фракция выступила против строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан Китаем, одобрив проект сооружения полотна киргизско-немецкой компанией "Темир Роял". По словам президента компании Нурлана Курманбекова, инвесторы просят эксклюзивное право на строительство железной дороги и освобождения на 10 лет от налогов. Преимуществом перед возможными другими проектами является отказ от правительственных гарантий и внедрение при строительстве европейских технологий. При этом данный проект не требует никаких вложений со стороны Киргизии, все расходы берет на себя немецкая сторона. Стоимость проекта составит 2 млрд евро. Однако в проекте есть и ряд минусов для киргизской стороны, в частности то, что компания просит отдать новую железную дорогу в аренду на 49 лет.

Отметим, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, также неоднократно заявлял, что против схемы "ресурсы взамен инвестиций".

Добавим, что, по мнению эксперта, одного из разработчиков конституционного закона о геологических исследованиях и разработках месторождений Киргизии, имеющих стратегическое значение, Эрлана Сапарбаева, "у Китая нет объективных причин строить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан, поскольку он связан с Европой железной дорогой через Казахстан. У него есть выход в мир через авиарейсы и водный транспорт. Её строительство - это политическое решение".