Как и другие депутаты Госдумы России, 15 татарстанских парламентариев опубликовали сведения о своих доходах и имуществе за 2011 год. Судя по ним, примерно две трети из них оказалась просто на грани бедности, однако благосостояние других увеличилось в разы.

Так, жена гендиректора КамАЗа Сергея Когогина - Альфия Когогина увеличила свой доход более чем вчетверо, отмечает газета "Вечерняя Казань", - с 2 млн рублей в 2010 году до 8,9 млн в 2011-м. Благодаря норме, обязывающей депутатов указывать доход супругов, впервые стал известен заработок самого гендиректора - 40,5 млн рублей в год. У супругов Когогиных пять квартир, в личном гараже гендиректора - Land Rover Defender и крайне редкий пока для татарстанских автолюбителей BMW M6, продажная цена которого составляет около 7 млн рублей.

Однако на первое место по размеру годового дохода вышел депутат Айрат Хайруллин, который заявил о сумме 206,2 млн рублей. В 2010 году цифра составляла 70 млн. У них с женой в Татарстане три квартиры, жилой дом и 46 га леса, взятого в аренду. Но все это "мелочи", указывает газета: в конце 2011 года за Хайруллиным числился вклад в одном из татарстанских банков в размере 1 млрд рублей.

Бывший глава столицы нефтяников Альметьевска Ришат Абубакиров год назад декларировал 17,6 млн рублей дохода (плюс 43 млн на банковских счетах). Тогда благосостояние альметьевского главы оказалось вдвое больше президента Татарстана. Но за 2011 год доходы Абубакирова, оставившего должность в связи с избранием депутатом, превысили уже 23 млн рублей.

Доход бывшего татарстанского министра по спорту Марата Бариева за 2011 год, который он провел на посту генсека Олимпийского комитета России, вырос больше чем на четверть и составил почти 9,8 млн рублей.

Гендиректор ОАО "Нижнекамскшина" Радик Ильясов увеличил свои доходы вдвое - за прошлый год получил свыше 6,6 млн рублей. Темпы роста доходов бывшего главного федерального инспектора по Татарстану Марселя Галимарданова значительно скромнее - за 2011 год заработал всего около 2,2 млн рублей, но тоже почти на 700 тысяч больше, чем годом ранее.

Для других законодателей от Татарстана прошлый год оказался неудачным. Например, депутат от КПРФ (в прошлом - вице-президент Татарстана, представитель России в ЕС и т.д.) Василий Лихачев имел доход всего около 1,5 млн рублей. А выдвиженец той же партии Виктор Пешков еще меньше - 620,8 тысячи дохода.

Бывший глава Нурлатского района Фатих Сибагатуллин декларировал лишь 2,5 млн рублей против 3,5 млн годом ранее. Правда, он остается одним из крупнейших в Госдуме землевладельцев: ему принадлежат восемь участков сельхозназначения (сотни гектаров в общей сложности) и крупный участок под жилищное строительство.

Заметно сдал за прошлый год вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов. Если в 2010-м он получил доход в 8,6 млн рублей, то в 2011-м - только 3,3 млн. Еще 3 млн заработала его супруга, основным бизнесом которой, похоже, является сдача в аренду принадлежащих ей офисных помещений.

Серьезно пострадали доходы депутата от Татарстана Алины Кабаевой: за прошлый год они упали на 2,5 млн рублей - до 11,4 млн. В каком состоянии ее банковские счета, нынешняя декларация не сообщает, а годом раньше у Кабаевой были вклады в российских банках на 147 млн рублей.

Рекордсмен прошлогодней декларационной кампании депутат Ирек Богуславский с отметки в 112,5 млн "упал" до 75,1 млн рублей. Хотя Богуславский остается уникальным в другом: у его семьи по-прежнему нет ни одного автомобиля и ни одного собственного объекта недвижимости. Даже квартира, в которой он проживает с сыном, у него находится "в безвозмездном пользовании".

Что касается личного автопарка, то законодатели от Татарстана предсказуемы: они предпочитают Mercedes Benz и BMW разных моделей.