Оппозиционный Армянский национальный конгресс не будет вести агитацию против партии "Процветающая Армения" (ППА), входящей в правительственную коалицию, заявил во время одной из встреч с избирателями лидер оппозиционного Армянского национального конгресса, первый президент республики Левон Тер-Петросян. По словам Тер-Петросяна, критика АНК будет направлена лишь в адрес правящей Республиканской партии Армении (РПА) и её "аппендикса" - партии "Оринац еркир", также состоящей в коалиции власти.

Тем самым глава АНК "исключил" ПА из структуры власти. Произошло это сразу после того, как АНК, ППА, а также оппозиционные Армянская Революционная Федерация "Дашнакцутюн" (АРФД) и "Наследие" подписали соглашение о создании единого штаба по контролю за выборами. Участие ППА в этой структуре было расценено как переход на поле оппозиции, тем более, что "подписанты" совершенно не скрывали, что их договоренность направлена против РПА.

Ситуация во взаимоотношениях между властью, оппозицией и ППА, пытающейся играть роль "третьего полюса", стала, мягко говоря, неоднозначной после того как председатель ППА, олигарх Гагик Царукян выступил 8 апреля на митинге в своей родной Котайкской области. СМИ, близкие к ППА, назвали его речь "энергичной", а практически все местные наблюдатели обратили внимание на многозначительный пассаж: "сегодня мне нелегко, но я готов потерять все, кроме веры народа, общества, что для меня свято". Тем самым, Царукян дал понять, что подвергается давлению со стороны власти, "рискует" своим бизнесом, однако "играть в поддавки" с властью (частью которой является его политическая сила) не намерен.

Такая позиция, учитывая обычную уязвимость олигархов, стремящихся к самостоятельности в политике, может быть объяснена лишь тем, что Царукян получил некие "гарантии" неприкосновенности. Эти гарантии ему мог дать лишь один человек - второй президент республики Роберт Кочарян, считающийся реальным руководителем ППА и, что еще актуальнее, являющийся через третьи лица, как упорно утверждает молва, совладельцем значительной части многочисленных предпринимательских структур олигарха.

В этой связи многозначительным выглядит промелькнувшее в одной из газет утверждение, что Кочарян в ближайшее время, еще до парламентских выборов 6 мая, "намерен выступить с заявлением". По сведениям газеты, "когда в близком окружении второго президента спросили, намерен ли он после выборов вернуться в политику, Кочарян, якобы, ответил: "Я хочу исправить эту страну...". Отметим, что ранее о вероятности выступления Кочаряна с неким политическим заявлением говорил и его пресс-секретарь Виктор Согомонян.

При всём том, как РПА, так и в определенной мере ППА, до последнего времени пытались в какой-то мере микшировать существующие разногласия, несмотря на открытые силовые столкновения их сторонников в некоторых провинциальных избирательных округах. Однако впредь это им уже вряд ли удастся.

Причиной окончательного раскола может стать инцидент во втором по величине городе республики - Гюмри. Здесь, как уже сообщалось, был убит жених дочери мэра города Вардана Гукасяна - видного представителя РПА. И хотя лично начальник полиции Армении генерал Владимир Гаспарян заявил, что убийство произошло на бытовой почве и никакой политической подоплеки не имеет, мэр выступил с противоположным заявлением. По его словам, жених его дочери был убит за день до официального обручения членами "Процветающей Армении" с целью помещать предвыборной кампании РПА в городе. Такого, следует признать, в Армении доселе не случалось - чтобы какую либо политическую силу (тем более, считающуюся партнерской) обвинили в тяжелом уголовном преступлении лишь ради соображений предвыборного характера. Разумеется, местные структуры ППА отвергли подобную версию "с яростью и негодованием". И даже если арестованные в ходе расследования фигуранты подтвердят бытовой характер происшедшего, слова мэра Гукасяна свидетельствуют о взаимоотношениях, в реальности сложившихся между партнерами по коалиции.

Тем не менее, покидать коалицию, деятельность которой, (особенно работу правительства, где ППА имеет трех министров) резко критикуют его ближайшие соратники, Гагик Царукян не собирается. По его словам, любая коалиция существует от выборов до выборов, а в новом парламенте может сложиться иная конфигурация. И в этом контексте любопытна трансформация позиции АНК, претендующего на роль ведущей оппозиционной силы страны.

Еще совсем недавно АНК рассматривал ППА в качестве соперника, называя партию и лично Царукяна "частью бандократического режима". На Царукяна (как и на Роберта Кочаряна) возлагалась значительная часть ответственности за события 1 марта 2008 года, когда в столкновениях с силами правопорядка после президентских выборов погибло 10 человек и около 200 получили ранения. АНК утверждал, что в разгроме радикальной оппозиции участвовали десятки телохранителей Царукяна, а роль Роберта Кочаряна оценивал столь негативно, что собирался (после собственной победы на выборах) передать второго президента в руки Гаагского трибунала. Левон Тер-Петросян при этом неоднократно утверждал, что к возвращению на пост главы государства не стремится, но будет участвовать в предстоящих в 2013 году президентских выборах, чтобы помешать возвращению Кочаряна.

Всё это давало основания рассматривать РПА и АНК в качестве потенциальных ситуативных союзников в будущем парламенте, сотрудничество которых, в первую очередь, должно было минимизировать властные амбиции ППА и второго президента Армении. Подобная перспектива неоднократно рассматривалась местными наблюдателями и выглядела более чем реальной. Однако буквально в последние дни положение изменилось настолько, что сотрудничество РПА с АНК стало проблематичным, зато выросла вероятность взаимодействия оппозиции с ППА. Такая "смена вех" со стороны Тер-Петросяна вызывала определенную растерянность комментаторов, поскольку была слишком неожиданной. Трудно точно определить причину происходящего, поскольку основная борьба носит подковерный характер. Однако, вполне вероятно, что в АНК просчитали, что в новом парламенте РПА уже не будет ведущей силой, во всяком случае - потеряет большинство. Об этом же свидетельствуют данные целого ряда соцопросов, согласно которым РПА и АНК в совокупности набирают чуть более 40% голосов - столько же, сколько ППА. При таких результатах в парламенте вполне вероятно возникновение нового правящего блока ППА-АРФД. В таком случае возвращение Роберта Кочаряна (пока - в качестве премьер-министра) видится практически неизбежным. И не исключено, что позиция АНК "корректируется" именно в предвидении подобного развития событий. О этом же свидетельствует и то, что в последнее время партия "Наследие" демонстрирует всё меньше желания сотрудничать с оппозицией и ППА - даже в совместном штабе по предотвращению выборных фальсификаций. Это заставило наблюдателей заподозрить, что, усомнившись в возможности сотрудничества с АНК, власть решила подготовить ему "дублера" в лице "Наследия".

Однако все расклады и планы могут оказаться эфемерными уже хотя бы в силу того, что до выборов остается всего три недели, и у основных игроков просто не хватает времени для выработки беспроигрышной тактики. Впрочем, определенного позиционного преимущества силы, противостоящие РПА, всё же достигли. Как отмечают местные наблюдатели, создание штаба по контролю за выборами может означать, что в случае несогласия с их официальными итогами АНК, АРФД и, возможно, "Наследие" заявят, что не признают выборы легитимными. И если ППА, как участник данной конфигурации, присоединится к такому заявлению, власть, постоянно обещающая провести "самые честные и прозрачные" в истории современной Армении выборы, окажется в достаточно сложной ситуации - как на внутренней, так и на международной сцене. Во всяком случае, о намерении ЕС "поощрить" Армению полуторамиллиардными инвестициями и грантами можно будет забыть. И даже если обойдется без очередного силового противостояния, к президентским выборам в феврале 2013 года страна подойдет на фоне еще более тяжелой социально-экономической ситуации, которая и сегодня оставляет желать много лучшего.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)