Права собственности на петербургский "клад Нарышкиных", согласно современному российскому законодательству, принадлежат собственникам строения, где был найден схрон с сокровищами. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 13 апреля, на пресс-конференции в Санкт-Петербурге сообщил начальник т. н. "антикварного" 9-го отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владислав Кириллов.

Как пояснил заместитель генерального директора группы компаний "Интарсия" Александр Новиков, собственниками флигеля на ул, 29 Чайковского, где был найден клад, являются в долях город, "Интарсия" и физическое лицо. Поэтому пока нельзя точно сказать, кому принадлежит найденный клад. Что же касается трех граждан из Таджикистана, которые, как рассказал Кириллов, были задержаны службой безопасности "Интарсии" вечером 27 марта при погрузке в "Газель" (принадлежащую субподрядчику "Интарсии" - прим. ИА REGNUM) якобы мешков с мусором, в которых оказались вещи из клада, то никакого уголовного дела возбуждено быть не может и речь об этом даже не шла. "Один из них был несовершеннолетним и к тому же нелегалом, он передан отцу, - рассказал Кириллов, - у других срок разрешения на пребывание в России истекает в мае. Они заявили, что ничего не знали о содержимом мешков, а переносили их по просьбе службы безопасности". Название субподрядной организации ни представители "Интарсии", ни "антикварный" отдел не разглашают.

Существует еще одна проблема - предметы декоративно-прикладного искусства, согласно, опять-таки, федеральному законодательству, не могут быть причислены к памятникам - объектам культурного наследия, а ведь только они могут передаваться государству и охраняться им.

"Нам хотелось бы, чтобы коллекция после ее экспертизы, которую будет проводить Министерство культуры РФ, осталась на Чайковского, 29 и была бы самостоятельной экспозицией", - сказал Александр Новиков.

Тем не менее, целый ряд музеев - от Эрмитажа до Петергофа уже выразили желание, чтобы сокровища оказались у них. Но ФГУП "Дворец конгрессов" - Константиновский дворец в Стрельне уже направил письмо губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, чтобы клад был перевезен туда и там бы хранился на время экспертизы, которая может занять год, а оценка - два-три месяца.

"Клад Нарышкиных" вызывает у меня ассоциацию с Помпеями - глядя на эти вещи, думаешь о том, как одномоментно остановилась тогда в России прежняя жизнь", - говорит главный специалист отдела государственного учета КГИОП Светлана Стрижак. Специалисты КГИОП за 10 дней составили опись более чем двух тысяч предметов клада.

Стрижак подробно рассказала о целом ряде предметов, подмечая детали. Среди столового серебра особо выделяется парадный сервиз в русском стиле Ивана Сазикова. На чарках выгравированы самые разные надписи. Например, реальность, данная в ощущениях: "Загорелась душа до винного ковша". Или констатация факта: "И курица пьет". Или совет: "Лучше пить за столом, а не пить за столбом". Вот серебряные колокольчики для вызова прислуги, а вот техническая новинка - электрические звонки для той же цели, один даже в виде пасхального яйца из гильошинированной эмали.

Сотрудники КГИОП даже предварительно не могут сказать, сколько стоит найденное - дело за экспертами.

Потомки семьи Нарышкиных на клад претендовать не могут, так как никто не отменял примечание I к ст. 59 Гражданского кодекса РСФСР от 1922 года, согласно которому бывшие собственники, имущество которых было экспроприировано на основании революционного права ( декретом "О земле" от 26 октября 1917 года) или перешло во владение трудящихся до 22 мая 1922 года, не имеют права требовать возвращения этого имущества.

"Клады уходят в свое время и приходят в свое время - в этом есть нечто мистическое, - философски рассуждает начальник "антикварного" отдела Кириллов, - в данном случае отмечу, что клад был найден 27 марта - в День Феодоровской Иконы Божией матери, а Петр Великий, по матери Наталии Алексеевне был Нарышкиным".

Пока еще все предметы, тщательно упакованные, до сих пор пребывают в специальном помещении исторического особняка под видеонаблюдением и круглосуточной вооруженной охраной полиции и службы безопасности "Интарсии".

А сам бывший особняк Трубецкого-Нарышкиных - памятник архитектуры второй половины XVIII- середины XIX веков после реставрации будет совмещать культурно-просветительскую и административно деловую функции. В отреставрированных залах будут проходить культурные мероприятия, выставки, конференции, семинары, экскурсии, в дворовых флигелях разместятся офисные и технические помещения. Возможно, "кладу Нарышкиных" найдется место там, где его укрыли 95 лет назад, только теперь он будет доступен для петербуржцев.

Галина Артеменко