Госкорпорация "Росатом" планирует, что к 2030 году 50% выручки будет поступать от зарубежного бизнеса, до 25% - от новых продуктов и услуг, сообщил руководитель блока стратегии и инвестиций "Росатома" Игорь Караваев. В 2011 году госкорпорация ожидает получить около трети доходов от зарубежного бизнеса.

"Такого рода планы Росатома очень радуют. В связи с вступлением России в ВТО у производителей появляется дополнительная возможность проникновения на зарубежные рынки. Для большинства компаний это будет сложной задачей, - заявил начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских. - Росатом как никакая другая компания может продвигать за рубежом высокотехнологичные проекты. Для этого у госкорпорации имеются специалисты, технологии, опыт работы на зарубежных рынках, авторитет в международных кругах. Все это будет помогать госкорпорации при ее стремлении участвовать в проектах, не связанных с атомной энергетикой".

"По поводу реалистичности любых планов на двадцатилетний период всегда возникает много сомнений и вопросов, - отметил он. - Однако столь долгосрочные планы тоже нужно создавать хотя бы для того, чтобы четче обозначать сегодняшний вектор движения. Мы бы не взялись оценивать реалистичность планов Росатома до 2030 года, но основной тренд представляется выбранным правильно. Диверсификация зарубежных проектов может повысить привлекательность компании, создать образ многопрофильного высокотехнологичного концерна".

"Мы не знаем других компаний в России, которые имели бы сопоставимые возможности для выхода с высокотехнологичными товарами и услугами на зарубежные рынки. Так, существенно меньшие возможности будут иметь наши предприятия, занимающиеся производством оборонной техники, хотя они сохраняют хороший технологичный потенциал. Возможно, со временем будут продвигаться на внешний рынок наши предприятия по производству материалов с уникальными свойствами (например, АВИСМА с ее титановым литьем, или предприятия, по изготовлению полупроводниковых материалов). Как ни покажется парадоксальным, но есть перспективы по выходу на внешний рынок и у наших автомобилестроителей. По соотношению цена/качество им можно рассчитывать на встраивание в ниши низкого ценового сегмента, - полагает Подлевских. - Полагаем, что у наших предприятий будут серьезные трудности с завоеванием международных рынков и в основном с построением маркетинговых стратегий, создания имиджа и узнаваемости компаний и товаров, налаживания послепродажного обслуживания, практики отстаивания спорных вопросов. Полагаем, что опыт Росатома здесь может стать уникальным и быть примером для распространения среди других экспортеров".