"Известны фамилии 800 сотрудников НКВД, участвовавших в расстрелах польских офицеров в Катыни и других местах", - сказал корреспонденту ИА REGNUM в ходе международной конференции "Катынь как фактор отношений Польши и России" директор Института политических исследований АН Польши профессор Войцех Матерски.

"Сегодня российская сторона пытается утверждать, что обнародовать фамилии убийц было бы неосторожно, поскольку такая информация может "ударить по родственникам бывших чекистов". Большей аморальности в этой ситуации трудно представить", - заявил исследователь новейшей истории.

Об аморальности не российской, но советской пропаганды говорил представитель России Никита Петров, заместитель председателя совета научно-информационного и просветительского центра "Мемориал".

Петров вспомнил историю белоруской деревни Хатынь, которая 22 марта 1943 года была сожжена вместе с заживо горевшими людьми нацистскими войсками при участии коллаборационистов за то, что жители деревни якобы оказывали помощь партизанам. По версии Петрова, среди сотен сожженных белорусских деревень деревня с названием "Хатынь" была выбрана идеологами ЦК КПСС не случайно. Это слово созвучно слову "Катыть", а в английской транскрипции и вовсе неотличимо: Кhatyn и в том, и в другом случае. "Таким образом, в сознании советского человека выстраивался психолингвистический ассоциативный ряд: Катынь - это деревня, где в 1943 году были сожжены 149 человек, а сейчас там стоит мемориальный комплекс", - сказал Никита Петров ИА REGNUM.

"Поэтому пришло время открыть документы, рассекретить архивы, а не прибегать к символике жестов, что ловко демонстрирует руководство России". Петров критиковал официальную позицию России. По его словам, были "обещания о личном контроле, о готовности к сотрудничеству, а на самом деле ничего не делается. Наоборот, появилась новая вариация - Россия не обязана передавать Польше дела, хранящие государственную тайну, поскольку соответствующей комиссией не было принято решение о рассекречивании дел с грифом "секретно".

"В России власть говорит одно, а делает другое", - делает вывод представитель "Мемориала". Ни народ, ни население, а само государство - самодовлеющая ценность в России. Признание вины за Катынь для Кремля означает появление следующих претензий, полагает россиянин. "Но самая консервативная сила - это российский МИД, который занимается делячеством и работает по принципу: мы признаем это, а вы признайте то", - резюмировал свою точку зрения Никита Петров.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в ходе панельной дискуссии участники вильнюсской конференции "Катынь как фактор отношений Польши и России" сошлись во мнении, что на Нюрнбергском процессе было слишком мало сделано, чтобы выяснить реальную историю Катыни. К сожалению, в те годы представители США, Англии и Франции предпочли закрыть глаза на вопиющие факты, и согласиться с позицией Советского Союза. В Вильнюсе польские историки в качестве основной версии выдвинули вариант, согласно которому, союзники СССР "просто обменяли больную и неудобную для них тему Катыни на вступление СССР в войну на Дальнем Востоке против милитаристской Японии".