"Компания": "Сможет ли Сулейман Керимов повторить свой докризисный успех?"
Москва, 12 апреля, 2012, 12:32 — ИА Регнум. Предлагаем вашему вниманию статью "Купи-продай", опубликованную в деловом еженедельнике "Компания" 9 апреля (Выпуск №13 (698).
Растеряв большую часть активов в кризис,
Речь идет о покупке акций "
Как бизнесмен к успеху пришел
Силовые методы захвата бизнеса, рейдерство и штурм офисов конкурентов при поддержке ОМОНа мало кого удивляли в начале 1990-х. Сегодня бизнес легализовался, и в криминальной хронике практически не встретишь подобные сюжеты. Но среди крупных российских бизнесменов Сулейман Керимов задержался в образе агрессивного инвестора дольше остальных.
Начиналось все довольно невинно. Женатый на дочке партийного начальника, будущий сенатор от Дагестана сделал стремительную карьеру: от рядового экономиста до помощника гендиректора по экономическим вопросам крупного завода "Эльтав" в Махачкале. Однако этого амбициозному молодому человеку было мало, и в 1995 г., после того как завод стал соучредителем столичного Федерального промышленного банка (Федпромбанк), он перебрался в Москву. Здесь в полной мере проявились его таланты - спекуляции на растущих в цене акциях и не очень дружественные поглощения. Он сам скупал ценные бумаги не только самого Федпромбанка, но и других компаний, например принимал участие в перепродаже "Внуковских авиалиний", Мурманского авиапредприятия и Транспортной клиринговой палаты. Юридическим лицом выступала ФПГ "Росавиаконсорциум", крупным акционером которой являлся Федпромбанк.
Приватизацией "Внуковских авиалиний" в 2001 г. заинтересовалась Счетная палата. В ходе проверки выяснилось, что "ОАО "Росавиаконсорциум" (...) не только не обеспечило внесение и освоение инвестиций в ОАО "Внуковские авиалинии" в сумме $150 млн (...), но и довело авиакомпанию до (...) полной финансовой несостоятельности". Но Керимова эти выводы аудиторов тогда не затронули. Еще в конце 1998 г. он вышел из капиталов "Внуковских авиалиний" и Федпромбанка.
Большой бизнес начался для выходца из Дербента в конце 1990-х. Стартовал Керимов с покупки 55% нефтетрейдера "
Самым скандальным поглощением стала история с группой Автобанка, включавшей в себя "
И даже когда большинство крупных бизнесменов отошли от подобных схем, Керимов не мог остановиться. Схожая с Автобанком история произошла в мае 2005 г. со строительно-промышленной корпорацией (СПК) "Развитие", владевшей, помимо "Главмосстроя", еще "Моспромстроем" и "Мосмонтажспецстроем". Более 200 вооруженных человек, как говорили свидетели, провели штурм здания в Гранатном переулке в центре столицы. Гендиректор СПК
К началу 2008 г. состояние Керимова приближалось к $20 млрд. Значительную часть доходов приносили рисковые операции на фондовом рынке, в частности с ценными бумагами
Тем временем бизнес-амбиции господина Керимова росли, он захотел выйти на международные рынки. "Приглушить" имидж рейдера в глазах зарубежных партнеров помог Аллен Вайн - его Керимов сманил в 2006 г. из российского отделения Merryl Lynch. Будучи благосклонно принятым на Западе, Сулейман Керимов продал российские активы и вложил почти все свое состояние в акции иностранных банков, в частности в бумаги
Но кризис показал всю несостоятельность дагестанского сенатора как игрока реального фондового рынка: после краха
В этой ситуации Керимову пришлось примерить на себя роль собственника реальных активов. В 2009 г. он покупает обремененную долгами строительную группу "ПИК", затем долю в "Полюс Золоте", а в 2010 г. становится одним из крупнейших акционеров "Уралкалия", впоследствии объединенного с "
Однако игра на бирже, вложения в дорожающую недвижимость или операции типа купи-продай не имеют ничего общего с управлением производством. Немудрено, что, несмотря на серьезный административный ресурс сенатора, его активы беспроблемными не назовешь. Так, совокупный долг группы "ПИК" на 20 июня 2011 г. составлял 43,9 млрд руб., значительную долю этой суммы ПИК задолжал Сбербанку (28,6 млрд руб.). В 2012 г. девелопер должен был выплатить госбанку 10,4 млрд руб., однако в конце марта "Сбер" неожиданно согласился на реструктуризацию, обязав уплатить в 2012 г. лишь 1,8 млрд руб. Впрочем, это лишь краткосрочное решение, и относительно перспектив компании никто не обольщается. "В этом году ПИК должен вернуть Номос-банку 1,8 млрд руб. и еще 3,06 млрд руб.
С беспроигрышным вроде бы активом - "Полюс Золотом" - дела обстоят неоднозначно. Компания, недавно сменившая "прописку" с РФ на британский остров Джерси, а название на Polyus Gold, оказалась неспособна справиться с противодействием отечественных чиновников. "Полюс Золото", "
Остается "Уралкалий", но и здесь у Керимова не все просто. Едва компания успела урегулировать последние претензии по итогам крупнейшей в своей истории аварии - провала грунта в Березниках в 2007 г., обязавшись в сентябре 2011 г. выплатить в общей сложности 8,3 млрд руб., как в декабре появился новый провал. И похоже, Керимов ищет покупателя на этот актив. "Бизнесмен вновь начал активно закупаться за рубежом, что может говорить о желании минимизировать политические риски", - подчеркивает Дмитрий Абзалов.
Блеск и нищета "Анжи" и Дагестана
"Сложно себе представить, что Керимов смог бы в столь короткие сроки добиться такого существенного влияния и установить контроль над рядом крупных компаний в золотодобыче, девелопменте, банковском секторе и ряде других высокорентабельных отраслей без поддержки в высших эшелонах власти", - говорит старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский. "Бизнесмен традиционно имеет сильные позиции во властных структурах, - поясняет Дмитрий Абзалов. - Он дружит с первым вице-премьером
Сенатор имеет более чем серьезное влияние в родном регионе, что вполне объяснимо, учитывая "теплые отношения" бизнеса и власти в современной России. Дагестан оказывает предпринимателю политическую поддержку: он вкладывает средства в субъект Федерации, а взамен получает сенаторство и другие преимущества, предоставляемые ему региональными чиновниками. Впрочем, миллиарды Керимова мало помогают самой республике, остающейся одним из самых дотационных регионов с высоким уровнем безработицы.
В 2011 г. стало известно, что "Нафта Москва" примет участие в реконструкции крупнейших транспортных объектов республики - это Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) и аэропорт столицы Дагестана. Оба объекта хоть и находятся формально в собственности государства, фактически подконтрольны дербентскому бизнесмену. И ситуация там ухудшается. Так, за последние 10 лет из федерального бюджета в реконструкцию порта было вложено 1,6 млрд руб., однако его грузооборот не показывает заметного роста. По итогам 2011 г. погрузка ММТП увеличилась на 10%, до 5,37 млн т. Но рост произошел благодаря эффекту "низкой базы" 2010 г., когда порт поставил отрицательный рекорд перевалки за последние 7 лет (4,86 млн т). Предпосылок для такого падения не было: после кризиса транспорт демонстрировал рост показателей. Да и результат 2011 г. оказался на 16% ниже, чем в самом успешном 2008 г. Схожие проблемы и в аэропорту, где задолженность "Авиалиний Дагестана" (контролируют одноименную авиакомпанию, недавно лишенную лицензии, и аэропорт Махачкалы) перед персоналом достигла уже 27 млн руб. Работы могут лишиться около 500 сотрудников компании. Получается, что госактивы, находящиеся де-факто под управлением Керимова, работают крайне неэффективно на фоне общего благополучия в транспортной отрасли. И это несмотря на многомиллиардные инвестиции со стороны государства.
На таком фоне особенно контрастно смотрится намерение господина Керимова копировать поведение его более успешного коллеги - Романа Абрамовича. Не располагая деньгами на покупку клуба английской премьер-лиги, сенатор не жалеет средств на местный "Анжи". Среди последних громких приобретений - камерунский нападающий Самуэль Это'О,
Вложения в местный футбол и благотворительные программы, конечно, делают Керимова популярным среди части населения республики, но многие там считают, что он пускает пыль в глаза, якобы инвестируя в развитие футбола вместо реальной помощи Дагестану. Ходит шутка, что Керимов создает рабочие места бразильским футбольным пенсионерам, а не местным жителям, которые действительно в них нуждаются. В Москве он также позиционирует себя как вполне успешный бизнесмен: строительство аэропорта в Кубинке, покупка долей в офисно-гостиничном комплексе Eurasia Tower и в "Москва-Сити", участие в сочинских инфраструктурных проектах...
"Миллиардные инвестиции в дагестанский футбол и в российский шоу-бизнес - это, конечно, хорошо, но от Керимова ждут конкретных дел и в важных для государства активах, выполнения обещаний, данных руководству страны", - цитирует агентство "