Сегодня, 10 апреля, в Риге открывается 25-й национальный кинофестиваль "Большой Кристап", в конкурсной программе которого кинокартины, снятые латвийскими кинематографистами за последние два с половиной года. Фестиваль продлится до 15 апреля, и выявит победители в 23 номинациях, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Церемония открытия фестиваля состоится в кинотеатре Splendid Palace. На ней будет показана лента Евгения Пашкевича "Гольфстрим под айсбергом", съемки которого завершились уже в 2012 году. Вместе с картинами "Танец втроем", "Наследие Рудольфа" и "Kolka Cool" она выдвинута на награды в десяти номинациях. Фильм "Возвращение сержанта Лапиньша" претендует на семь наград, "Мона" и "Проглотить жабу" - на пять, а "Версия Вера" - на четыре. Церемония награждения лауреатов "Большого Кристапа", который считается латвийским "Оскаром", состоится 14 апреля и будет демонстрироваться в прямом эфире Латвийского телевидения.

На фестивале будут вручены награды лучшим художественным, анимационным и документальным фильмам, лучшим актерам, сценаристам, операторам и режиссерам. Награды за пожизненный вклад в развитие кино удостоен режиссер и сценарист Айвар Фрейманис - автор более чем 40 документальных фильмов, один из основоположников рижской школы поэтического документального кино.

"О "Большом Кристапе" лучше всего говорит то, что латвийские производители кино не выдвигают свои фильмы на "Оскара". Если "Большой Кристап" - это латвийский "Оскар", то почему министерство культуры не номинирует его лауреатов на настоящий "Оскар". Они этого не делают, хотя им и делать для этого ничего не надо, только письмо написать. Тем самым дискредитируется само мероприятие. Его устроители и участники знают, что в Латвии снимается плохое кино, которое живет на дотации. Ничего другого им и не нужно. Если бы они думали о зрителе, о прокате, то выдвижение латвийской киноленты на "Оскар" было бы неизменной и неизбежной частью рекламной стратегии создателей и прокатчиков фильмов", - сказал ИА REGNUM кинокритик Вадим Агапов.

По его словам, у латвийского кино было интересное прошлое, но отсутствует настоящее, если не считать анимационного кино. "О какой киношколе может идти речь, если теоретические труды рижанина Сергея Эйзенштейна не переведены на латышский язык, а молодое поколение латышей не знает языка, на котором они написаны?" - заключил Агапов.