Основные тренды марта в Казахстане: социальный протест и партийная перестройка - об этом пишут аналитики Института политических решений в своей ежемесячной публичной работе "Обзор внутриполитических событий и трендов в Казахстане". По данным института, к числу основных трендов марта можно отнести:

"Сохранение высокого градуса социальной протестности и "дрейф" "точек" конфликтов по стране (Алматы, Астана, Кызылординская и Алматинская области). Причем, если в прошлые месяцы основные конфликты протекали на промышленных объектах республиканского уровня, то в марте к ним присоединились менее крупные трудовые коллективы. Наблюдается разнонаправленная динамика действий органов власти. Если на крупных предприятиях уже предпринимаются шаги по поиску компромисса между трудовыми коллективами и руководством (собственниками), то конфликты на средних и небольших предприятиях еще остаются на периферии внимания акиматов. Соответственно, смягчения протестной остроты на таких объектах не происходит".

Также исследователи отмечают, что "в марте власть сделала шаг навстречу оппозиционным организациям и НПО - проведена амнистия ряда подозреваемых в участии и организации беспорядков в Жанаозене. Данные меры позволили несколько снизить напряженность в публичном политическом пространстве и, возможно, самое главное - сформировать вакуум вокруг акций оппозиции, призванных подогревать интерес к расследованию жанаозенских событий".

Не менее любопытен третий тренд: "началась структурная перестройка партийного пространства. Итоги парламентской кампании продемонстрировали кураторам партий второго уровня нецелесообразность поддержки неэффективных лидеров. Поствыборная политическая пауза позволяет провести переформатирование структур, сменить лидеров, более четко определить целевые социальные группы".

Следующий пункт в списке - "поствыборное переосмысление перспектив развития Казахстана подтолкнуло многие партийные и общественные структуры (их лидеров) к реанимации дискуссий в идеологической сфере. Постепенно формируется понимание того, что после президентских выборов 2011 года, событий в Жанаозене, парламентской кампании 2012 года, переназначения состава Кабинета министров, Республика живет в принципиально новом политическом контексте". Кроме того, "подтверждены статусные позиции ряда ключевых внутриэлитных фигур. В то же время общая динамика внутриэлитных процессов не отличается активностью (в основном она продиктована формально-бюрократическими причинами, в частности - сменой первых руководителей в каком-либо ведомстве, в результате которых меняются команды управленцев). Это может свидетельствовать о достижении промежуточного баланса интересов в элите и идущем процессе накопления и перегруппировки ресурсов для нового раунда внутриэлитной борьбы".

Не менее интересна заключительная часть документа - риски и прогнозы. В частности, ИПР прогнозирует, что "обвинительный приговор в отношении организаторов и участников беспорядков в Жанаозене потенциально может спровоцировать новую волну напряженности в этом городе и области в целом. Кроме того, не исключено, что рост напряженности в регионе будет подогреваться представителями радикальной оппозиции".

Также, по мнению аналитиков, "заявление президента (Нурсултана Назарбаева) о недопустимости языковой дискриминации снизит активность околовластных национал-патриотических структур. Радикальная оппозиция, напротив, может активизировать языковую дискуссию для дополнительного давления на политическую элиту".

"Начало практической реализации новых норм регистрации религиозных организаций может вызывать значительное недовольство приверженцев малочисленных религиозных течений (сект). Возможное объединение таких граждан в единую протестную группу может создать значительный очаг информационной активности и критики власти. Особое значение приобретает тот факт, что новые нормы ударят не столько по деятельности исламистских радикальных групп (которые и так находятся на нелегальном положении), сколько по многочисленным протестантским группам и экзотическим восточным конфессиям (кришнаиты, буддисты и т.п.). Однако именно функционирование подобных групп оценивается западными правозащитными организациями как индикатор права на свободу религии в стране и привлекает внимание международных СМИ.

Проведение общенационального курултая умеренным крылом ОСДП "Азат" фактически подведет черту под расколом партии. Можно предположить, что решения курултая будут положены в основу ребрендинга ОСДП "Азат". В случае принятия умеренной резолюции курултая, нацеленной на диалог с властью, не исключен выход из ОСДП "Азат" представителей радикального крыла - Булата Абилова, Амиржана Косанова и их сторонников" - заключили аналитики ИПР.