"Джумхурият" ("Республика"), официальная газета правительства Таджикистана, в статье под заголовком "Узбекистан от закрытия дорог перешел к их разрушению" пишет, что таким образом "руководство соседней страны намерено создать для таджиков новые трудности и вызвать чувство недоверия к правительству Таджикистана".

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в материале подчеркивается, что руководство Узбекистана прекрасно осознает, что по железной дороге Амузанг-Хатлон для населения юга Таджикистана доставляются, в первую очередь, продукты питания.

Напомним, что на прошлой неделе по сообщению руководства Таджикской железной дороги, Узбекистан начал демонтаж этой ветки на своей территории. В ноябре прошлого года Узбекистан приостановил движение поездов по этой линии, объясняя тем, что на одном из перегонов произошел теракт.

"Джумхурият" в другом материале 4 апреля под заголовком "Узбекский газ превратился в инструмент политического давления" пишет, что другая причина последних действий узбекских властей связана с Фархадской плотиной на реке Сырдарья. "Фархадская плотина в 1933 году была отдана в аренду Узбекистану сроком на 40 лет. Но узбеки посчитали, что это уже их территория и не намеревались возвращать Таджикистану эту часть земли. Понятно, что Таджикистан не мог согласиться с этим". Как пишет автор статьи, таджики, испытавшие в своей истории множество лишений, "смогут и на этот раз достойно выдержать удары соседей".

Как уже сообщало ИА REGNUM, накануне, 3 апреля сайт посольства Таджикистан в РФ распространил заявление, в котором обрисованы проблемы в нынешних таджикско-узбекских отношениях. "Руководство Узбекистана продолжает курс на конфронтацию и использование экономических, транспортно-коммуникационных и иных рычагов давления, в целях принуждения руководства Таджикистана к принятию выгодных ему решений", - подчеркивается в заявлении, текст которого, впрочем, уже вечером того же дня был удален с сайта посольства.

Комментируя это заявление, председатель Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и член парламента страны Мухиддин Кабири заявил, что создавшаяся ситуация вызывает обеспокоенность - "в действиях соседней страны наблюдается политические цели". "Ясно, что некоторые соседи хотели бы полностью заморозить отношения с Таджикистаном. Однако это не только прекращение связей, но и ухудшение социально-экономического положения в стране. Возможно, Таджикистан не ограничится этим заявлением и предпримет меры в рамках тех организаций, в которые входит и соседнее государство", отметил он.

Лидер коммунистов и депутат парламента Таджикистана Шоди Шабдолов называет подобные заявления "стенаниями бедного", которые лишь усугубят словесный конфликт. По его словам, вместо этого необходимо заняться поиском альтернативных путей обеспечения энергетической независимости Таджикистана. Шабдолов считает, что "мы не должны предъявлять претензии Узбекистану, который не хочет продавать нам природный газ".

Между тем, таджикские эксперты предлагают для решения газового вопроса использовать голубое топливо из Афганистана. В частности, Зухур Зухуров считает, что для решения проблем с обеспечением предприятий Таджикистана газом в кратчайшие сроки необходимо восстановить газопровод, соединяющий афганскую провинцию Шеберган с югом Таджикистана. По его словам, предприятия Таджикистана в советский период получали газ из Шебергана, который по газопроводу доставлялся на юг республики. Однако в советское время Шеберганский газ поступал через Туркменистан в Узбекистан, а затем поступал в Таджикистан. Зухуров заявил, что, изменив маршрут газопровода и увеличив его протяженность почти на 100 км. на территории Афганистана, можно обеспечить поставки топлива на юг Таджикистана, а оттуда на предприятия республики. Эксперт считает, что даже в случае, если Шеберганская скважина в настоящее время не работает, можно наладить поставки газа в Таджикистан по этому газопроводу из Туркменистана.

Стоит отметить, что премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев 4 апреля заявил, что транзит туркменского газа в Таджикистан по территории Узбекистана в принципе невозможен.