Предвыборная Армения: возвращение Кочаряна как видимый результат раскола оппозиции
Армения, 2 апреля, 2012, 11:41 — ИА Регнум. Характерной особенностью нынешней предвыборной кампании в Армении, граждане которой 6 мая изберут новый парламент страны, является очень высокая степень фрагментации политического поля. Это относится как к провластным силам, так и к оппозиции.
Со стороны властного лагеря, формально объединяющего правящую
Немало говорится и о противоречиях между РПА и ППА, представители которых в некоторых мажоритарных округах уже вступили между собой в жесткое противостояние. Об этом, в частности, свидетельствует и недавняя жесткая "разборка" между сторонниками кандидатов в депутаты от РПА и ППА во втором городе республике - Гюмри, где дело дошло до стрельбы. А член политсовета ППА
Между тем, создание какой-либо коалиции оппозиционных сил в любой конфигурации пока представляется невозможным. Так, отношения Армянского национального конгресса (АНК) во главе с
Каждая из этих оппозиционных сил претендует на роль абсолютного лидера на поле оппозиции. Раффи Ованисян пытается объединить протестные силы, предлагая им поддерживать в мажоритарных округах общего кандидата против кандидата власти - с целью "не распылять силы" на борьбу друг с другом. Показывая пример, он даже сам снял свою кандидатуру в одном из столичных избирательных округов, чтобы не конкурировать с ярким представителем АНК, редактором оппозиционной газеты "Айкакан жаманак"
Сотрудничество в лагере оппозиции исключено еще и по причинам личностного характера. Раффи Ованисян, уроженец Калифорнии, выпускник ряда престижных американских университетов, был назначен в конце 1991 года, то есть сразу после обретения Арменией независимости, тогдашним президентом страны Левоном Тер-Петросяном первым главой МИД республики. Но пробыл на этом посту менее года - в октябре 1992-го, будучи в Стамбуле, он публично поднял вопрос о признании Турцией Геноцида армян 1915 года. Между тем тогда армяно-турецкая граница была еще открыта, стороны нащупывали почву для установления дипломатических отношений. Сразу по возвращении в Ереван Раффи Ованисян был освобожден от занимаемой должности.
Затем, уже в прошлом году, когда "цивилизованный диалог" АНК с властью лишь начинался, а ереванская площадь "Свободы" была уже третий год закрыта для митингов оппозиции, лидер "Наследия" устроил здесь месячную голодовку, протестуя против "чрезвычайной ситуации в стране", чем несколько повысил свой рейтинг, хотя было не совсем ясно, что мешало ему высказать свой протест с парламентской трибуны. Как бы то ни было, голодающего политика навещали соратники, единомышленники, видные представители общественности. Побывал на площади и Левон Тер-Петросян, однако к Ованисяну не подошёл и руки ему не пожал. И уже вскоре власть вновь открыла площадь для митингов АНК.
Отметим, что сам "диалог" с властью стал, помимо всего прочего, следствием того, что Левон Тер-Петросян потерял поддержку со стороны США, которой пользовался после своего громкого возвращения в политику в 2007 году. И весьма симптоматично, что уже вскоре его покинул ряд видных соратников, которые впоследствии создали собственную партию "Свободные демократы" - при нескрываемой поддержке и помощи американского посольства в Ереване. Вскоре после этого - также при патронаже американской стороны - произошло фактическое объединение "Наследия" со "Свободными демократами", которые выступят на выборах единым списком. И хотя такой альянс привел к расколу уже в "Свободных демократах" (партию покинули некоторые её члены), американская сторона решила сразу два актуальных для себя вопроса: практически гарантировала присутствие в парламенте контролируемой с её стороны силы, а во-вторых, инкорпорировав в неё экс-соратников Тер-Петросяна, минимизировала опасность того, что "Наследие" станет противиться, как было до сих пор, возможному продолжению армяно-турецкого диалога. При этом забавно, что на втором месте в объединенном списке значится фамилия
Таким образом, даже ситуативный альянс двух оппозиционных сил в новом парламенте представляется невозможным. Невозможно также сотрудничество АНК и "Наследия" с Армянской Революционной Федерацией "
Ситуация, сложившаяся в лагере оппонентов правящей партии настолько однозначна, что одна из местных газет написала: "оппозиция осознанно идет к поражению". Это действительно так. Ведь даже успех каждой из оппозиционных партий в отдельности не позволит им решить основную декларируемую в ходе предвыборной кампании задачу - начать процесс смены власти. Это было бы возможно лишь в случае создания широкого объединённого фронта, чего, как видим, нет и не будет.
Нюанс состоит в том, что разочарование определённой части протестного электората в оппозиции, вызванное её неспособностью к объединению, может привести к тому, что эти голоса будут отданы партии "Процветающая Армения". Тем более, что популистская риторика этой силы в глазах определенного сегмента избирателей делает её силой едва ли не оппозиционной. В ППА, заметим, это понимают. Неслучайно её новоиспеченный член
Это станет конкретным и видимым результатом раскола оппозиции - при том, что она-то как раз возвращения Кочаряна не желает. И чтобы исключить возникновение подобного расклада, вынуждена будет блокироваться в парламенте с правящей партией - РПА. Впрочем, думается, что в свете указанных обстоятельств альянс такого рода вряд ли способен будет удивить кого-либо в Армении.
Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)