Баходур Шарифов: Таджикская диаспора в России: судьба нации и официальное безразличие
Москва, 28 марта, 2012, 01:03 — ИА Регнум. "Таджикская диаспора: культурный и интеллектуальный потенциал" - так назывался "круглый" стол, проведенный в марте в Москве Международным фондом "ОКА", Московской региональной группой Международного движения "Интернациональная Россия" и федеральным еженедельником "Российские вести".
В преддверии мероприятия у меня была надежда, что может быть здесь, наконец-то, соберутся серьёзные, думающие, не ангажированные лица из среды самой таджикской интеллигенции, и состоится содержательный разговор о том, как нам жить дальше при том неблагоприятном информационном климате, который сложился вокруг таджиков в России и Таджикистана как страны. Я надеялся, что мои бывшие и нынешние соотечественники думают о том, как качественно изменить ситуацию, что нужно сделать в кратчайшие сроки в России и в Таджикистане. Тем более, руководство Таджикистана совсем недавно заявило, что на формирование позитивного имиджа таджиков в России будут выделены средства и кому как не диаспоре взяться за это важное дело. Но не тут-то было... Оказывается, нашими (таджикскими) проблемами интересуются и занимаются все вокруг: и российские СМИ, и белорусские эксперты по Средней Азии, специально прибывшие на мероприятие, и многие другие братские народы, кроме нас самих. И отнюдь не по вине организаторов, а в силу безразличного отношения к этой проблеме и самой диаспоры, и представителей официальных структур Таджикистана.
Активность участников из числа таджикской диаспоры была, мягка говоря, неадекватной мероприятию. Не считать же за серьезный диалог выступление по бумажке двух диаспоральных лидеров и уже всем надоевшие рассуждения о том, что "таджики тоже нация высокой культуры и богатой истории". Тем более, что никто из участников мероприятия с этим и не спорил...Да, что там говорить, даже посольство Таджикистана в Москве не поинтересовалось круглым столом и не сочло возможным делегировать официального представителя. Хотя мероприятие было анонсировано два месяца назад, три месяца назад представительство миграционной службы Республики Таджикистан пообещало оказать "всяческое содействие"... Что это - безразличие или недостаток квалификации сотрудников посольства, отсутствие информации или неумение ее получать и с ней работать?
Я понимаю, что в России остро стоит проблема мигрантов из Таджикистана. Понятно, что этих людей необходимо поддержать, защитить. На встрече очень много, если не сказать, всё время, собравшиеся говорили именно об этом. говорили о помощи, которую должно предоставить Российское государство, говорили о величии таджикского наследия, и в связи с этим и о том, как много усилий в Таджикистане прикладывается для улучшения образа таджикского мигранта, сложившегося в России. Например, в этом контексте упоминалась даже организация поездки и приема в Таджикистане одного из лидеров русских националистов, хотя факт такого внимания вызывает больше сожаления.
На фоне всего этого для меня главным стал вопрос: кто сегодня представляет таджикскую диаспору в России? И все ли вопросы Таджикистана и России сводятся к обсуждению судьбы таджикских трудовых мигрантов? Где наши бизнесмены? Где представители политической элиты, ученые, художники и музыканты, где врачи, учителя, живущие и успешно работающие в России? Или таковых нет в Москве или ближайшем Подмосковье? Или их не интересует судьба нации? Неужели всем тем, кто состоялся и живет сегодня вне родины, безразлично, станет ли Таджикистан благополучным, современным, динамично развивающимся государством. Ведь каждый из нас знает, какой потенциал в стране для этого есть, и каждый понимает, что нужно делать. Убежден, нам необходима консолидация общества. Нам пора осознать ответственность в целом за будущее нации.
Отток наиболее перспективных людей из городской среды за пределы Таджикистана, утрата традиционных культурных норм, падение морально-этических качеств, чехарда в системе образования. В течение десятилетия мы наблюдаем легализованный экспорт работоспособного населения в виде дешевой рабочей силы, превращающий нас в нацию рабов. Это говорит о деградации таджикского общества. Может быть, таким "обществом" легче управлять, но будущего как нации у такого "населения" нет.
Нам нужна объединяющая национальная идея, которая бросила бы вызов нынешнему положению вещей. На сегодняшнем этапе развития страны идеей, объединяющей таджикскую нацию, может и должна стать "идея образованной нации". Страна, которая может помочь в реализации этой идеи - Россия. Используя российский научный базис и потенциал необходимо качественно улучшить знания в области точных наук, медицины. В этом контексте Россия необходима Таджикистану как центр русского языкового пространства. При содействии России необходимо создать на территории Таджикистана сеть общеобразовательных школ с преподаванием общеобразовательных дисциплин по российским стандартам на русском языке. Для преподавания в школах необходимо пригласить учителей русского языка из России. Говоря о роли русского языка для Таджикистана, стоит сразу исключить возможные, но не уместные доводы об угрозе потери национальной идентичности, ведь она теряется не вследствие обучения на не родном языке, а вследствие невежества и безразличия к своей истории, культуре, традициям. Политика в данном направлении должна быть активной и в какой-то мере "агрессивной". Мы не должны быть на задворках нынешней мировой цивилизации. Сегодня угроза утраты идентичности исходит из превращения нас в нацию потребителей, при всех потенциальных возможностях стать нацией, генерирующей прогрессивные идеи и реализующей их.
Развивая тему образования, сегодня уже невозможно игнорировать тот факт, что система распределения квот на обучение в ВУЗах России насквозь пронизана коррупцией. Общеизвестно, что в квоту попадают в основном дети высокопоставленных таджикских чиновников и представителей крупного бизнеса. А многих студентов "бесплатников", прошедших все вступительные испытания, но, не владеющих русским языком для успешной учёбы в ВУЗе, отчисляют за неуспеваемость. Тут хотелось бы спросить у "горе патриотов": не это ли есть предательство национальных интересов страны по сравнению с обучением на русском языке в средней школе? России со своей стороны необходимо пересмотреть принцип отбора студентов по квотам. Таджикистан мог бы стать "пилотным проектом", в рамках которого можно оптимизировать процесс целевого обучения студентов для приоритетных отраслей и предприятий на территории республики преимущественно с участием российского капитала, в дальнейшем перенося этот опыт и на другие страны. Ведь сама система квот на образование направлена на интеграцию и сближение, предполагая использование выпускником полученной квалификации для работы у себя на родине. России необходимо оценить, на что тратится ее бюджет, когда бесплатные места в ее ВУЗах занимают не конкурентоспособные студенты без перспектив. Говоря о положении моих соотечественников в Москве, к сожалению, вынужден констатировать, что сегодня большинству из них здесь приходится действительно выживать. Те, кто бежал в Россию во время гражданской войны, со временем здесь обустроились, смогли найти свое место, правда, оставили на родине все: профессию, родных, друзей, дом. Но тогда нас спасло знание русского языка и общий "советский" менталитет. Для молодых людей, окончивших школу в Таджикистане уже после распада Советского Союза, основные проблемы в России связаны именно с незнанием русского языка, откуда следует незнание российских законов, своих прав на территории России, невозможностью получить любую квалифицированную помощь, медицинскую в том числе.
Понимая, что миграцию не остановить по объективным причинам, необходимо создать на территории Таджикистана сеть знакомых всем с советских времен профтехучилищ (ПТУ) для получения квалифицированных рабочих специальностей, которые необходимы как в России, так и в Таджикистане. Во взаимодействии с Российской Миграционной службой нужно разработать программу экзаменов по русскому языку и истории России для выезжающих на работу в Россию трудовых мигрантов с получением сертификатов, дающих право на получение разрешения на работу в обязательном и первоочередном порядке. Важно наделить исключительным правом принимать такие экзамены сертификационные центры на территории Таджикистана, действующие под эгидой России.
Многие проблемы, связанные со здоровьем трудовых мигрантов, решил бы вопрос обязательного медицинского страхования. Очень важно предложить страховку, которую можно было бы использовать во время посещения любого медучереждения на территории России. Важно, чтобы каждый, кто пересекает границу, сам мог купить такую страховку за реально приемлемую цену, а не за 2000$ как сейчас. И таким образом возложить ответственность за свое здоровье на работника, а не на работодателя, стремящегося всячески сэкономить.
Мы должны создать в умах россиян новый образ Таджикистана и таджиков как нации. Благо у нас есть на что опереться. Этому должно способствовать сообщество таджиков, как раз та самая диаспора, объединяющая успешных, красивых и талантливых людей, живущих в России выходцев из Таджикистана. Мы должны использовать весь имеющийся у нас потенциал и богатое историческое наследие, благо, на протяжении веков наши предки были хранителями культуры и науки, великими учеными и военачальниками, мыслителями и поэтами, обогатившими мировую сокровищницу культуры. Формированию толерантного отношения к таджикам способствовала бы просветительская работа, знакомство россиян с историческим наследием, богатейшей культурой и традицией древнего таджикского народа, история которого насчитывает более 5000 лет. Сделать это можно через создание в российских мегаполисах таджикских культурных центров, ориентированных не столько на диаспору, сколько на всех, кто интересуется историей и искусством вне границ и национальностей. У всех на слуху сказки Шахерезады из "1001 ночи" Абулкасима Фирдауси, но мало кто знает, что он представитель таджикско-персидской литературы. Из школы мы знаем об Авиценне, персидском враче и философе, но большинство и представления не имеет, что Абу Али ибн Сино родился в таджикской семье в персоязычной Бухаре. Ученый энциклопедист Аль-Бируни - также этнический таджик. Многие из нас на память цитируют рубаи Омара Хайяма, но о его происхождении даже не догадываются. Кстати сказать, в среде нынешней российской элиты тоже немало этнических таджиков, они весьма уважаемы и любимы россиянами. Убежден, пришло время сказать об этом, чтобы слово "таджик" в России перестало ассоциироваться с фольклорным образом неквалифицированного штукатура и дворника. Конечно, идеально было бы вернуть всех таджиков на родину, создав в Таджикистане современные предприятия, в том числе, с российскими инвестициями, ориентированные на российский рынок. Чтобы местное население могло обеспечивать семьи, не покидая дома, а каждый россиянин мог бы покупать, к примеру, экологически чистые таджикские продукты или отдыхать в термальных источниках предгорий Памира.
Современные Япония и Китай, пожалуй, лучшие примеры того, как национальные культурные традиции укрепляют нацию и обеспечивают уважение в современном мире, обеспечивая фундамент для будущего развития. У Таджикистана все для этого есть.
Резюмируя, позволю довершить тему "круглого стола" "Таджикская диаспора: культурный и интеллектуальный потенциал" определением еще одного важного направления использования этого самого потенциала. Концентрация интересов мировых держав в регионе Центральной Азии убеждает аналитиков в том, что России необходимо уходить от практики реализации краткосрочных интересов и выработать долгосрочную прагматичную стратегию в отношении всех государств региона и Таджикистана в частности. Потеря контроля над ситуацией и неспособность, а в дальнейшем и невозможность опереться на конструктивные силы, приведут к тяжелым последствиям для всех. В этом смысле таджикская диаспора может и должна стать именно той конструктивной силой, на которую может опереться Россия в выработке долгосрочной стратегии в регионе. Убежден, осознание этой исключительно важной роли таджикской диаспоры будет способствовать ее укреплению в России для общего блага.
На круглом столе было объявлено, что с апреля 2012 года эксперты Московской региональной группы Международного движения "Интернациональная Россия" и Международного Фонда "ОКА" начинают проведение мониторинга организаций таджикской диаспоры в российских регионах. Надеемся, что в результате этого исследования появится реальный, дееспособный пул представителей таджикского народа, живущих на территории России, готовый работать и на благо России, и на благо Таджикистана. Время "мертвых душ" прошло...
Баходур Шарифов - магистрант Дипломатической академии МИД Российской Федерации