Мировая пресса продолжает муссировать информацию о возможных боевых действиях Израиля и стран НАТО против Ирана. В последнее время в публикациях СМИ появились и анонимные официальные подтверждения такой перспективы. Высокопоставленный сотрудник МИД РФ заявил газете "Коммерсант", что возможность военного удара по ядерным объектам ИРИ зависит от исхода переговоров Тегерана с "шестеркой" международных посредников, намеченных на апрель. По его словам, глава российского МИДа Сергей Лавров получил от госсекретаря США Хиллари Клинтон просьбу передать Ирану, что это его "последний шанс избежать интервенции". То же издание сообщает, что во внешнеполитическом ведомстве России, и в Минобороны анонимно заявляют, что Россия на всякий случай уже подготовилась к иранской войне: существует некий сверхсекретный план, касающийся защиты граждан страны. Главная опасность в том, что боевые действия в Иране "могут осложнить и без того непростую ситуацию на Кавказе". Кроме того, из Ирана в граничащий с Россией Азербайджан, где "еще не пришли в себя со времен Карабаха", хлынет огромное количество беженцев.

Между тем, как сообщало ИА REGNUM, российская военная база в Армении в последние недели проводит широкомасштабные учения. Параллельно наблюдается обострение отношений между Азербайджаном и Ираном. В свою очередь Грузия активно развивает военное сотрудничество с США, что также негативно оценивается в Тегеране. Корреспонденты Закавказской сети ИА REGNUM собрали экспертные комментарии из Азербайджана, Армении и Грузии относительно перспектив военной кампании против Ирана, а также той ситуации, которая сложится в этом случае в закавказском регионе.

Азербайджан

"В случае военной операции против Ирана, в нее может быть привлечен и соседний Азербайджан", - заявил главный редактор бакинской газеты "Новое Время" Шакир Габильоглы. "В случае вероятной военной операции США против Ирана серьезно стоит вопрос предупреждения возможных ответных ударов Тегерана по территориям союзников США и Израиля. Особое беспокойство на Западе вызывают иранские ракеты средней дальности "Шахаб-3". Они могут поразить Израиль и другие территории в радиусе 1,5 тысяч километров", отметил он.

"Несмотря на то, что официальный Баку неоднократно заявлял о недопустимости использования территории Азербайджана в ходе операций против Ирана, исключить ответные удары по территории нашей страны нельзя", - считает он. Поэтому, по словам Габильоглы, Баку должен "максимально дистанцироваться от иранской авантюры".

"Кроме того в Азербайджан может хлынуть огромное число беженцев, что неминуемо вызовет в стране гуманитарную катастрофу. У нас и так более миллиона беженцев из Карабаха и если сюда добавить беженцев из Ирана, то это станет катастрофой. Президент Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что он президент всех азербайджанцев, так что иранские азербайджанцы, а их более 30 миллионов, вполне могут попросить помощи у нас. Но Азербайджан будет не в состоянии принять столько беженцев и часть из них хлынет в соседние Грузию и Россию. Так что, иранская авантюра может взорвать весь регион. Азербайджан должен использовать все свои возможности, чтобы убедить Запад не нападать на Иран", - подчеркнул он. Вместе с тем, Габильоглы отметил, что все же не верит в то, что Запад и Иран начнут войну: "Иран - большая страна, со своей богатой историей. Иран - не Сирия, не Ливия и не Ирак, он никогда не был ни чьей колонией. Думаю, все же иранский вопрос решится без войны".

В свою очередь бакинский политолог Вафа Гулузаде считает, что удар по Ирану приведет к ослаблению оси Север-Юг, противостоящей интеграции Грузии и Азербайджана в западные структуры и реализации региональных проектов. "Более всего в этой ситуации пострадает Армения, которая очень рассчитывает на развитие экономических и транспортных отношений с Ираном. Все эти проекты неизбежно станут жертвами геополитических перемен", заявил Гулузаде, являвшийся в прошлом советником президента Азербайджана по вопросам внешней политики.

"Во время своего недавнего визита в Ереван президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил буквально следующее: "В отношениях между нашими странами нет препятствий и границ. И поскольку сегодня через Иран пролегает основной путь Армении к внешнему миру, новости на иранскую тему армяне считают одними из главных для своей страны", - отметил он. По словам Гулузаде, если США нанесут удары по Ирану, то это будет после выборов: "И то мне кажется маловероятным. Иранский народ и так устал от муллократии, скорее всего, США поддержат внутренние процессы в ИРИ. Но очевидно одно, что после Сирии, Иран очень ослабнет и, возможно, сам пойдет на сближение с Западом. Одним словом, здесь могут разыграться разные комбинации, что не в пользу Армении и России".

"Иран не будет ни с кем воевать, чтобы не давать повода США для нанесения удара по своей территории", - считает политолог Зардушт Ализаде. "Военные действия между Ираном и странами Персидского залива исключаются, несмотря на военный перевес Ирана. Отношения между ними всегда были напряженными. Это имеет исторические причины - шиитско-суннитское противостояние, борьба за региональное лидерство, а также американское влияние, так как арабские государства Персидского залива находятся под полным контролем США, а отношение американцев к исламскому режиму в Иране всем известно", - заявил Ализаде.

"Если же сравнивать военную мощь Ирана с прикаспийскими странами, то, как считает политолог, за исключением России, Тегеран обладает подавляющим превосходством. Несмотря на это, агрессивных намерений у Ирана в отношении своих более слабых соседей нет, так как он опять же не хочет давать повода США для войны. А свои вооруженные силы на Каспии он усиливает по той причине, чтобы не отставать от соседей", - сказал Ализаде. Политолог уверен, что военная мощь того или иного государства всегда сопоставляется с военной мощью вероятного противника. "В этом смысле, вероятным противником Ирана являются США, а военная мощь этих стран не поддается сравнению, это как небо и земля. Военная мощь США позволяет сравнять с землей весь военный потенциал Ирана. Даже, если сравнивать Иран с Израилем, то и здесь Израиль один на один воевать с Ираном не будет. Это надо понимать как тандем Израиля и США", - считает Ализаде.

"Скорее всего напряжение между Западом и Ираном спадет после ухода Ахмадинежада. Его заменит более умеренный нынешний спикер парламента ИРИ Али Лариджани. Выпускник Оксфордского университета Лариджани, скорее всего, найдет общий язык с Западом. Ахмадинежад для Запада такой же нерукопожатный, как и Саакашвили для России. Думаю, после Ахмадинежада градус напряжения между Западом и Ираном снизится", резюмировал эксперт.

Грузия

Грузинский военный эксперт, главный редактор независимого военно-аналитического журнала "Арсенали" Ираклий Аладашвили считает, что начало чисто военных действий со стороны США и Израиля против Ирана сегодня маловероятно, но если война с Ираном все же начнется, она станет ударом не только для одного какого-либо региона, но и для всего мира. "Если эта война, не дай Бог, начнется, она ударит по всему миру, потому что, прежде всего, начнут резко расти цены на нефть", - пояснил эксперт.

Он также сомневается, что в случае развития событий по худшему сценарию в военные действия будет втянута Грузия, так как Грузия непосредственно с Ираном не граничит, и между территориями этих стран находятся другие государства. "Представители бывшего российского генералитета в последнее время подчеркивают, что в случае войны с Ираном примут все меры для снабжения своей военной базы в Гюмри (Армения). То есть, предполагается, что Россия попытается силой прорубить военный коридор через Грузию. От России, конечно, можно все ожидать, если принять во внимание события августа 2008 года. И все же, я думаю, что Россия не втянется в эту войну (США и Израиля против Ирана). Скорее всего, она будет действовать дипломатическими и политическими методами", - предположил Ираклий Аладашвили.

Грузинский эксперт считает, что и США сегодня не настроены на начало военных действий, и это видно из заявлений представителей американской администрации. "Думаю, США ограничатся экономическими санкциями против Ирана, так как военные действия в Ираке и Афганистане уже нанесли американской экономике серьезный ущерб. Что касается Израиля, не думаю, что он самостоятельно нанесет удар, так как не сможет успешно вести войну против Ирана", - заявил Ираклий Аладашвили.

По его мнению, Турция, как сосед Ирана, хотя и является членом НАТО, не позволит использовать свое воздушное пространство для бомбардировки Ирана. "Сомневаюсь, чтобы Турция позволила использовать свое воздушное пространство для бомбардировок Ирана, тем более, что отношения между Турцией и Израилем в последнее время накалились. Так что, думаю, что чисто военных действий в отношении Ирана ожидать не стоит", - заявил Аладашвили.

Другой грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе относит себя к числу аналитиков, которые настроены более мирно в отношении развития событий вокруг Ирана, и предполагает, что до реальных военных действий дело все же не дойдет. Как заявил Сакварелидзе корреспонденту ИА REGNUM, в войне кто-то обязательно должен быть заинтересован и должен иметь перспективы выигрыша. В случае же войны с Ираном выигрыша не будет ни у кого.

"Думаю, что политики продолжат резкие заявления, будут угрожать, но до решительных военных действий дело не дойдет. Хотя нельзя исключить и такой фактор, когда какой-либо импульсивный и неуравновешенный политик сделает такой шаг без всякого расчета. Но сегодня даже президент Ирана не оставляет впечатления импульсивного политика", - отметил Сакварелидзе.

Участие в военных действиях, по его мнению, не будет выгодно для России, хотя она и объявляет о готовности к этому. "Вряд ли Россия вступит в войну, так как если кто и выиграет от этой войны, так это Россия, потому что война в Иране позволит ей повысить цены на нефть и получить прибыль. А для чего в таком случае ей еще идти на потери?!. Думаю, что поднять напряженность Россия попытается, скажем, подгонит свои вооруженные силы и технику к границам с Ираном. И воспользуется для этого дорогой через Грузию и Армению... В любом случае все будет зависеть от того, как сложится к тому времени политическая ситуация" - заявил политолог.

Он считает, что аналогичным будет и отношение Турции, то есть она попытается извлечь из военного конфликта свою выгоду, возможно, примет участие в декларативном процессе, но не в реальных военных действиях. На чьей стороне может оказаться Турция в случае войны в Иране, Рамаз Сакварелидзе предсказать не берется, но отмечает, что сегодня Турция особых симпатий ни к Ирану, ни к Израилю не питает.

Армения

Стабильность в Иране исходит из интересов всего региона, уверен армянский иранист Гарник Асатрян. По словам эксперта, хотя экономические санкции против Ирана направлены на дестабилизацию внутриэкономической ситуации и провоцирование общественного недовольства политикой властей страны, они несут отрицательные последствия для всего региона.

Иран имеет экономические связи практически со всеми странами региона, - сказал Асатрян, добавив, что нарушение стабильности в Иране не может не сказаться на всех этих странах. "Даже, если драматических последствий не будет, дестабилизация Ирана повлияет на общую атмосферу региона", - подчеркнул он.

Что касается вероятности начала антииранской военной кампании, то Асатрян придерживается того мнения, что война в Иране все же маловероятна: "Не думаю, что США сейчас пойдут на такое, а Израиль один не решится объявить войну Ирану". Отметив тот факт, что у США сейчас довольно серьезные проблемы в связи с ситуацией в Афганистане, иранист подчеркнул: "США не захотят сейчас открывать новый военный фронт. И потом Иран - это не Ирак".

Эскалация ситуации вокруг Ирана станет большой угрозой для безопасности всех стран региона. Такое мнение выразил армянский политолог Грант Мелик-Шахназарян. По его словам, Иран играет важную роль в деле сохранения стабильности в регионе, в особенности, в таких странах, как Ирак и Афганистан и даже ядерный Пакистан. По мнению политолога, именно поэтому Запад не решается на радикальные действия против Ирана.

Однако, по словам Мелик-Шахназаряна, еще одной угрозой для Ирана является Азербайджан. "Следы террористических акций, совершенных в Иране, ведут именно в Баку и Тель-Авив. Закупки Азербайджаном вооружения у Израиля на сумму в $1,5 млрд также представляют собой определенную угрозу для Ирана. За последние 2,5 месяца Тегеран и Баку успели направить друг другу три ноты протеста. Думаю, что имеющееся на данный момент между двумя странами напряжение продолжится и в будущем",- подчеркнул он.

Отметив, что прозвучавшие в ходе недавнего визита в Иран заявления министра обороны Азербайджана были "неубедительными", политолог сказал: "Все это говорит о том, что Иран видит сейчас перед собой еще одну угрозу в виде Азербайджана. И тот факт, что встреча глав МИД Турции, Ирана и Азербайджана в Нахичевани постоянно откладывалась, связан именно с наличием серьезных разногласий между Тегераном и Баку".

Что касается гарантий официального Баку о неучастии в любой антииранской акции, то, по мнению Мелик-Шахназаряна, в случае эскалации конфликта Азербайджан не сможет противостоять западному давлению и воздержаться от вовлечения в антииранскую кампанию. Как он считает, Азербайджан не обладает тем весом на международной арене, чтобы ее интересы были учтены со стороны западных сил в вопросе Ирана. В связи с этим, в случае начала военных действий, как утверждает эксперт, ресурсы и потенциал Азербайджана будут использованы против Ирана.

Следует отметить также, что, по мнению ряда армянских экспертов, война в Иране может привести к размораживанию других региональных конфликтов, в частности, нагорно-карабахского. Так, на днях армянский военный эксперт Давид Джамалян заявил, что одним из возможных вариантов возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта азербайджанской стороной может стать именно сделка с Западом в рамках антииранской кампании взамен на поддержку в новой карабахской войне.