"Ситуация, возникшая между таджикским правительством и Партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) в результате публикации на сайте "Полярная звезда" статьи "Таджикистан накануне революции", кажется более чем необычной и вызывает множество неоднозначных вопросов", заявил корреспонденту ИА REGNUM таджикский политолог Парвиз Муллоджанов.

"Во-первых, сама статья, носящая более чем провокационный характер, начиная с самого заглавия; при этом, ее официальный "автор" - российский журналист, фамилия которого стоит под статьей, от своего авторства категорически отказался. Во-вторых, немало странностей и в обстоятельствах ее появления и в самом тексте - там идет вперемежку русский и таджикский шрифты, что трудно представить в случае действительно российского авторства. Во-вторых, непонятно и относительно замедленная реакция таджикских властей, которые не так быстро как следовало бы, дезавуировали статью, назвав приложенные к ней копии документа фальшивкой. Напомним, что опубликованный документ представляет собой наспех отсканированную копию заседания правительства, где якобы обсуждались конкретные методы борьбы с оппозицией, в первую очередь, с ПИВТ, причем далеко недемократического характера. Особенную обеспокоенность вызывают те строки документа, где говорится о необходимости составления списков участников митингов 1992 года, что уже находится в противоречии с основными положениями мирных соглашений, положивших конец гражданской войне. В любом случае, независимо от того, является ли документ фальшивкой или нет, цель данной публикации не вызывает сомнения: спровоцировать таджикское правительство на осложнение отношений как с Россией (публикация на российском сайте и под именем журналиста из считающегося достаточно приближенным к российскому истеблишменту издания) и с ПИВТ, против которого основная часть документа, якобы и направлена. Отсюда следует, что публикацию направляла явно третья сторона, целью которой является обострение ситуации в стране любой ценой", - отметил политолог.

Однако, по его словам, как бы топорно не была подготовлена данная публикация, свою роль в осложнении отношений между правительством и оппозицией она явно и успешно выполнила. "Во многом потому, что события последних месяцев дают основание многим полагать, что (независимо от того фальшивка документ или нет) давление на оппозицию оказывается. Так, ПИВТ утверждает, что усиливается давление на ее членов на местах, в первую очередь со стороны властей районного уровня. По заявлению руководства партии, ее представители на местах сообщают, что "они находятся под постоянным давлением, их вызывают в соответствующие органы и подвергают допросам...При этом, задают вопросы, которые находятся вне компетенции простых членов партии. Поэтому, они обращаются к своему руководству с просьбой о защите. В связи с этим, ПИВТ направила запрос в Прокуратуру республики на предмет расследования публикации и приложенного к ней документа", - напомнил Парвиз Муллоджанов.

"В то же время, дело даже не в этом документе и публикации. И так ясно, что страна находится на пути к следующим парламентским выборам, которые состоятся уже через два года. Поэтому давление на оппозицию со стороны правительства может выглядеть вполне объяснимым явлением, как часть политической борьбы - во многих странах это имеет место. Нетрудно также предположить, что давление на ПИВТ, в любом случае, будет только усиливаться - так как на сегодняшний день это основная оппозиционная партия в стране. Ряд экспертов уже полагает, что может быть применен целый ряд средств чисто политехнологического характера - от попытки раскола, до ее возможного недопущения к участию к выборам (хотя это и выглядит маловероятным). Но, на самом деле, основной вопрос сегодня в другом - почему давление и политтехнология остаются основными и даже единственными средствами, с помощью которых таджикское правительство борется с оппозицией и с ПИВТ?", - задается вопросом эксперт. "Ведь сила таджикской оппозиции сегодня далеко не в идеологии и не в пропаганде - а в осложняющемся социально-экономическом положении населения и связанным с ним ростом общественного недовольства. Простым людям нет дела до вопросов высокой политики и идеологии, для них важнее, чтобы была работа, свет и тепло в домах по приемлемым ценам. Почему бы правительству не задуматься о том, что сегодня средней семье приходится платить фактически вдвое больше за свет, чем в прошлом году - это при том, что во многих районах страны им приходится месяцами сидеть без электричества? Самое опасное сегодня для властей потенциальный кризис доверия, ибо в последнее время все трудности в народе объясняются коррупцией - нет света, продали в Афганистан, нет воды - в Узбекистан. О степени недоверия к власти можно судить, просто прочитав комментарии читателей под даже самыми нейтральными статьями в интернете. Между тем, кризис доверия к власти всегда сопровождается ростом социальной базы оппозиции - и часто идеология здесь не имеет никакого значения, так как голосуют в этом случае просто за альтернативу", - отметил Муллоджанов.

В этих условиях, по его словам, для таджикского правительства (как и для любого другого) было бы самым логичным в следующие два года сосредоточиться на экономике - причем не на макропроектах, а микроэкономике, на обеспечении населения хотя бы бесперебойным электричеством, обуздании аппетитов естественных монополий, прежде всего "Барки тоджик", всех этих компаний по введению платных дорог, то есть всего, что вызывает особенное раздражение в обществе. "Только в этом случае можно ограничить рост социальной базы оппозиции. Если же правительство в своем противостоянии оппозиции и дальше будет подменять реальную социально-ориентированную политику силовыми методами, то можно будет с уверенностью предсказать дальнейший рост влияния оппозиции, причем не только ПИВТ, но и остальных партий. В этих условиях, как показывает международная практика, мер политического воздействия в руках у власти будет все меньше. Можно попытаться расколоть оппозицию, но в этом случае народ все равно проголосует за альтернативу. Можно найти предлог и не допустить ПИВТ к выборам, но тогда недовольство уйдет вглубь и выльется новым ростом социальной базы у радикальных подпольных организаций. На самом же деле, самые эффективные методы политических технологий - это не политика запретов и давления, а борьба за доверие избирателей. И чем раньше таджикские власти это поймут, тем больше шансов будет у них на выборах и тем меньше у оппозиции - и, естественно, наоборот".