В Минске 16 марта был приведён в исполнение смертный приговор в отношении Владислава Ковалёва и Дмитрия Коновалова. Об этом вечером 18 марта сообщили белорусские государственные телеканалы, объединенные в Белтелерадиокомпанию (председатель - Геннадий Давыдько).

В итоговой новостной передаче "Контуры" гостелеканала ОНТ ведущий Александр Аверков прокомментировал расстрел Коновалова и Ковалёва: "В субботу стало известно, что приговоры в отношении обоих приговорённых приведены в исполнение. Вроде всё понятно, тем не менее, нашлись люди, которые умудрились политизировать и сам факт теракта, и его расследование, и это решение президента (принятое 14 марта Александром Лукашенко решение отказать в помиловании Коновалову и Ковалёву, - прим. ИА REGNUM).

В посвящённом расстрелу Коновалова и Ковалёва репортаже корреспондент ОНТ Алексей Кряквин отметил: "Белорусская оппозиция в своей борьбе против Лукашенко готова опереться на кого угодно - в том числе на террористов. Не постеснялись даже мать одного из убийц - Любовь Ковалёву - сделать на какое-то время своим знаменем". Создатели сюжет процитировали мнение редактора белорусского издания "Ежедневник" Сергея Сацука: "Сразу после оглашения приговора, находясь в Варшаве на телевидении "Белсат", я стал свидетелем того, как известная белорусская правозащитница Людмила Грязнова учила мать Владислава Ковалева, как нужно спасать своего сына: что говорить, где говорить, на что давить, на кого давить. И главный постулат этого учения сводится к тому, чтобы максимально поставить под сомнение результаты проведенного расследования по теракту в минском метро и оказать на президента Белоруссии максимальное давление, используя различные СМИ и международные, а особенно европейские институты. Фактически это была уже политическая игра против режима, куда втягивалась совершенно непричастная к политике женщина".

По мнению создателей репортажа, противники Лукашенко "использовали" Ковалёву в своей политической игре. В сюжете процитировали также интервью радио "Свобода" бывшего начальника минского СИЗО № 1 Олега Алкаева: из цитаты следовало, что в непомиловании Ковалёва виноваты подговорившие его мать "правозащитники". Автор телесюжета отметил: "Эта история в очередной раз подтверждает: нашим правозащитникам и оппозиционерам наплевать на всё - на честь, совесть, мораль, лишь бы достичь своих личных целей".

"В общем, по мнению европолитиков, право на жизнь двух террористов гораздо ценнее права на жизнь 15 добропорядочных белорусов. А также ценнее слёз родных и близких погибших, ценнее здоровья трёхсот пострадавших. Высказана абсурдная, но правда: санкции вводят потому, что Белоруссия покарала убийц", - так прокомментировали в телесюжете заявление генсека Совета Европы Турбьёрна Ягланда по поводу казни Ковалёва и Коновалова. Отметим, что до 18 марта в официальных источниках говорилось о примерно двухстах пострадавших.

В интервью гостелеканалу прокомментировал событие руководитель белорусского социологического центра "ЭКООМ" Сергей Мусиенко: "То давление на наши белорусские суды - а это именно давление на суд, когда судьи списком, огульно без суда и следствия вносят в "невъездные", не разбираясь в причинах - что это такое? Это еще более возмутительно. Это ведь давление на суд по большому счёту. И сейчас мы видим тоже картину: они пытаются поставить наш суд под свои какие-то законодательные нормы, под свои высказывания, чтобы судьи боялись, что-то там думали - как будет Европа на это реагировать. Это тоже давление".

Также прозвучали мнения о расстреле Ковалёва и Коновалова невъездного в Белоруссию депутата Европарламента Марека Мигальского и депутата Верховного совета Украины и руководителя Коммунистической партии Украины Леонида Грача. Была продемонстрирована тенденциозная подборка комментариев неназванных лиц, одобривших применение смертной казни к Коновалову и Ковалёву. В телесюжете был сделан вывод о том, что Евросоюз проигнорировал согласие с официальной версией теракта в минском метро экспертов из Израиля, ФСБ России, Интерпола - "настолько сильны двойные, а то и тройные стандарты". По мнению журналистов гостелеканала, расстрел Коновалова и Ковалёва сопоставим с убийствами в Ливии и Афганистане, а Белоруссия применяет смертную казнь наряду с такими странами, как США, Япония и Китай.

В телесюжете также было сказано о том, что 23 марта ЕС должен принять очередное решение по санкциям в отношении официального Минска, а до этого отправить в Минск своих послов на условиях, озвученных зам. начальника управления информации МИД Белоруссии Марией Ваньшиной. "О каком возвращении европейских послов сегодня может идти речь, если сам Евросоюз не устает грозить нам введением новых санкций 23 марта? Давайте сначала дождемся этой даты, а уже потом мы будем определяться, в том числе и относительно возвращения послов", - процитировали журналисты Ваньшину. По мнению авторов телесюжета, смертная казнь способна остановить планирующих такие теракты вроде совершенного 11 апреля 2011 года в минском метро.

Первый телеканал гостелевидения Белоруссии ("Беларусь-1") начал воскресную итоговую программу "В центре внимания" с темы казни Ковалёва и Коновалова. Критике подвергся министр иностранных дел Нидерландов Ури Розенталь, который 17 марта осудил приведение в исполнение приговора Ковалеву и призвал Евросоюз ужесточить санкции в отношении официального Минска. Также критики удостоились верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и евродепутат Мигальски.

Гостелеканал продемонстрировал специальный сюжет на тему реакции Евросоюза на казнь "белорусских террористов". Из телесюжета следовало, что ЕС не возмущается фактами убийств в Ираке, Ливии, Афганистане, что в Латвии есть отдельное мнение вернуть смертную казнь, а в России и Великобритании за применение смертной казни выступает более половины населения. Также прозвучали цитаты из интервью Алкаева и статьи Сацука (те же самые, что и в сюжете программы "Контуры" гостелеканала ОНТ).

Профессор Академии управления при президенте Белоруссии Сергей Кизима, комментируя реакцию ЕС на казнь Коновалова и Ковалёва, отметил, что "европолитики переходят все границы" в своём цинизме. Неприменение смертной казни, по мнению профессора, способно привести к ситуации, когда террористы будут охотиться на своих жертв как на зверей.

В свою очередь политолог Павел Потапейко заявил: "Получается, что политические санкции, экономические санкции, чисто какие-то гуманитарные вопросы, чудовищная трагедия - всё это можно, оказывается, валить в одну кучу". Комментируя позицию ЕС в данной ситуации, Потапейко отметил также: "Ну просто нет слов. Честно говоря, мы сейчас вот присутствуем при откровенной такой попытке сделать политику на горе и слезах. Ну, это такое кощунство, что дальше уже некуда. Когда делают попытки превратить виновника чудовищного, невиданного по белорусским меркам преступления в жертву этого же преступления и потом всё это подписать, делается попытка, так сказать, под какие-то европейские санкции - ну просто нет слов. Ну, то есть получается, что мы имеем дело с людьми, которые не погнушаются ничем".

Автор телесюжета назвал теракт "бандитским преступлением" и выразил непонимание по поводу апелляции матери осуждённого Ковалёва (лишь она из родителей осуждённых обращалась в международные организации) к зарубежным институтам. Дословно в телесюжете было сказано: "Вдвойне ужасно и печально, что абсолютно криминальную историю, абсолютно бандитское преступление на политические рельсы поставили и отечественные оппоненты белоруской власти при помощи банального подстрекательства родителей осуждённых нагло и бессовестно использовали, выводя их на улицу, заставляя выступать с бесконечными обвинениями, обращаясь за помощь при этом почему-то к Западу".

Как сообщало ИА REGNUM, 16 марта в Минске был приведён в исполнение смертный приговор в отношении Владислава Ковалёва и Дмитрия Коновалова. Об этом 17 марта сообщили белорусские государственные и независимые СМИ, а также международные информагентства. Приведение смертного приговора в отношении Ковалёва и Коновалова пришлось на период эскалации "дипломатической войны" между Минском и Брюсселем: до настоящего времени послы стран Евросоюза и глава представительства ЕС в республике не вернулись в Белоруссию.

Напомним, процесс по "делу Коновалова-Ковалёва" длился с 15 сентября по 30 ноября: 25-летние жители белорусского города Витебска, рабочие Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев были приговорены к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в организации взрывов в Витебске и Минске. В самой республике итоги процесса по делу "Коновалова-Ковалёва" вызвали неоднозначную реакцию. Ряд экспертов выразил сомнения в выводах следствия и правомерности вердикта Верховного суда. Ковалёв и его мать обратились к Александру Лукашенко с просьбами о помиловании. Комитет ООН по правам человека 15 декабря зарегистрировал индивидуальное сообщение о нарушении права на жизнь и право на справедливый суд от имени Любови Ковалевой и обратился к властям Белоруссии не расстреливать Владислава Ковалева до решения по обращению матери приговорённого к смертной казни. 14 марта Лукашенко отказал в помиловании Ковалёву и Коновалову.

Отметим, что с весны 2011 года государственные СМИ Белоруссии называли подозреваемых Коновалова и Ковалёва достойными смертной казни террористами: тиражировались тенденциозные комментарии официальных и анонимных экспертов, якобы случайных прохожих из различных населённых пунктов Белоруссии. Однако в белорусском обществе до сих пор нет однозначного мнения о правомерности выводов следствия и сильны позиции сторонников отмены смертной казни как таковой.

Также напомним, расстрел Ковалёва и Коновалова резко осудили глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон, глава МИД Германии Гидо Вестервелле, глава ведомства канцлера Ангелы Меркель - Рональд Пофалла. "Президент Александр Лукашенко - это диктатор без сердца и пощады", - прокомментировал казнь уполномоченный правительства ФРГ по правам человека Маркус Лёнинг. По мнению докладчика по Белоруссии в евроструктурах, германского депутата Марилуизы Бек, казнь невиновных Коновалова и Ковалёва и уничтожение вещественных доказательств по делу "призваны скрыть истинные мотивы" организаторов теракта 11 апреля в минском метро. Казнь осудили также глава Европарламента Мартин Шульц, генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд, председатель ПАСЕ Жан-Клод Миньон, а также ряд представителей международных организаций.