Литовская столица Вильнюс вступает в новый период своей истории, и период этот можно назвать временем протестных шествий, митингов и пикетов.

Митинг организовали забастовочные комитеты польских школ Литвы.

Только в 2012 году акций протеста состоялось столько, что хватило бы на все 22 года со дня восстановления независимости.

17 марта можно назвать днем больших манифестаций, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Именно в этот субботний день в центре столицы состоялось два митинга.

Альтернативный, но не многочисленный пикет за право литовцев Польши обучаться на литовском языке (оно у них есть и не подвергается такой острой опасности ликвидации, как право поляков и русских Литвы учиться на польском и русском) проходил у здания посольства Польши в Литве.

Главное событие дня - митинг противников закона об образовании, который переводит обучение в средних школах нацменьшинств на частичное обучение на литовском языке.

Подготовленная забастовочными комитетами польских школ, акция протеста приобрела невиданный по литовским меркам размах.

По оценкам офицера спецподразделения "Арас", в центре города собралось примерно 5 тыс. протестующих.

Участвовать в таком протесте - одно удовольствие.

Сверху солнце. Справа поют. Слева улыбаются. Ладно скроенные молодые люди со специальными "бэйджиками" просят участников не растягиваться, не кричать неуместных лозунгов, не поддаваться на возможные провокации.

Со стороны это здорово "смахивало" на первомайскую демонстрацию времен СССР.

Только лозунги красноречиво говорили, что собравшиеся на центральном столичном проспекте Гядиминаса настроены весьма решительно по отношению к государственной власти.

"Бульдозерной политике - нет!". "Школам нацменьшинств - да!". "Будем бастовать!" - таковы требования протестующих.

Их ядро - это польское национальное меньшинство, выступающее против реформы, разрушающей систему образования, и против ликвидации традиционной модели образования национальных меньшинств Литвы.

Над колоннами доминируют польские флаги. Но много литовских триколоров, флагов ЕС и флажков с символикой политической партии Избирательная акция поляков Литвы.

Фактически это единственная политическая сила, последовательно отстаивающая право представителей традиционных для Литвы национальных общин на образование на родном языке.

Впрочем, как сказал выступивший на митинге доктор социальных наук Рафаэль Муксинов, "на марш и митинг протеста вышли не только поляки. И не только русские. Сюда вышли украинцы, казахи, азербайджанцы. Армяне, греки и татары, и представители еще ста народов, потому что их дети как раз и обучаются в польских и русских школах".

Муксинову принадлежит и аллегория, в двух словах рассказывающая о всех болячках закона об образовании, по которому собирается жить и учиться современная Литва. Он сказал: "США называет Литву младшим братом. От чего же посол этой громадной страны не подскажет младшему, что ненормально, когда его правая рука постоянно борется с левой, стараясь изуродовать ее? Кому будет нужна Литва, когда станет инвалидом?".

Выступившие на митинге представители литовского профсоюза работников образования и литовских школ полностью поддержали законные требования протестующих. Потому что закон бьет и по литовским школам, сокращая их количество, примитивируя учебные программы.

Согласно закону, сельские школы закрываются, укрупняются. Детям в сельской местности, где живёт около половины населения Литвы, уже сегодня приходится ездить в школы порой за 20-30 километров.

Отдельная тема - заработная плата учителей.

Фактически, особенно в сельских школах и школах небольших поселков, учителя влачат существование, которое не хочется называть жалким, поэтому назовем его весьма скромным.

"Учитель, адвокат и судья всегда были высоко оплачиваемы государством. Потому что от уровня их образованности, сознательности и неподкупности зависел завтрашний день. Те, кто разваливают систему образования, даже не знают, что во времена царской России каждый учитель имел прекрасную по тем временам зарплату и казенную квартиру. Так же относились к педагогам в буржуазной Литве и при "польском часе". О временах СССР даже говорить не стоит. И только в независимой Литве профессия учителя перестала быть уважаемой", - такой исторически экскурс для ИА REGNUM совершил Здислав Рачковски, приехавший на митинг из поселка Яшунай.

Что касается современных оценок и мыслей - их во время митинга прозвучало немало как с трибуны, так и с мест.

Но была среди всех и главная - национальные меньшинства не станут мириться с существующим положением дел в системе образования, и намерены всячески отстаивать свои права законными способами.

Борьба против реформы, разрушающей систему образования, и против ликвидации традиционной модели образования национальных меньшинств Литвы будет продолжена.

"Это язык наших отцов и мы будем плохими детьми, если не сумеем его защитить и сохранить". Эти слова произнес лидер Избирательной акции поляков Литвы Вальдемар Томашевски. Но поддержала их вся площадь.

На этом можно было бы закончить, но осталось два нюанса.

Часть литовских политиков и местных радикалов потребовала от мэрии Вильнюса отменить митинг протеста, поскольку опасалась бесчинств со стороны польских ультра, специально приехавших в Вильнюс из Варшавы поддержать протестующих.

Автобус с футбольными фанатами действительно прибыл. Но вели себя парни и девушки вполне благопристойно. Единственное, что выдавало их присутствие - красно-белые шарфики с белыми орлами.

Увы, и столь желанных литовским радикалам провокаций, погромов и подожженных машин тоже не было.

И последнее. Никто из Министерства образования и науки Литвы во главе с Гинтарасом Стяпонавичюсом к протестующим не вышел. Что лучше всего иллюстрирует готовность государства - члена Европейского союза - дискуссии с общественностью.