На днях между Арменией и ЕС стартовали переговоры по заключению соглашения о глубокой, всеобъемлющей и свободной торговле. Европейские чиновники косвенно связывают этот процесс и развитие отношений между Арменией и ЕС с качеством проведения предстоящих в мае 2012 года парламентских выборов. Насколько связаны эти процессы и какие перспективы открываются для Армении в случае проведения честных выборов? Об этих вопросах ИА REGNUM побеседовал с депутатом правящей Республиканской партии Армении, экономистом и предпринимателем Манвелом Бадеяном.

ИА REGNUM: На днях стартовали переговоры Армения-ЕС по заключению соглашения о глубокой, всеобъемлющей и свободной торговле. Что может конкретно ожидать Армения от заключения этого соглашения с ЕС?

- Прежде всего, не стоит забывать, что Армения является членом ВТО, что само собой предполагает свободный режим торговли. То есть Армения является участником непротекционистской торговли. Переговоры же с ЕС большей частью нацелены на решение конкретных задач. Например, экспорт перерабатываемых сельскохозяйственных продуктов из Армении в страны Еврозоны. Я не участник этих переговоров и поэтому подробности представить не могу, но, по крайней мере, это вносит новое содержание в торговле с ЕС. ВТО - это общая форма, а указанное соглашение обогащает его содержанием.

ИА REGNUM: Грузия раньше Армении начала переговоры с ЕС по заключению данного соглашения. Грузинский рынок на данный момент более привлекателен для Евросоюза в плане инвестиций и торговли, однако в последние годы отрицательный торговый баланс Грузии с ЕС увеличивается. Не ждет ли аналогичная перспектива и Армению?

- Проблема в эффективности экономики государства, в данном случае - Грузии. Грузия, по крайней мере сейчас, не в силах предложить странам ЕС конкурентоспособные товары, в то время как ЕС предлагает грузинскому потребителю качественные и относительно недорогие товары. Именно за счет этого, объемы грузинского импорта за последние годы несколько возросли. Эта опасность и нас подстерегает. Здесь не может быть второго мнения, это обусловлено более либеральным режимом торговли. Однако в основе всего лежит вопрос развития нашей экономики. Мы должны делать все для развития экономики, особенно после установления свободной торговли с ЕС.

ИА REGNUM: Многие армянские производители, кроме конечно сельскохозяйственной сферы, вхождение на европейский рынок считают сложным делом в силу его брендированности и насыщенности. Для них очень трудно занять нишу на рынке Еврозоны...

- Для производителей выход на рынки связан со многими коммерческими сложностями - качество, себестоимость, производительность. То есть, прежде всего, необходимо решать проблемы производительности для снижения себестоимости товаров. Вторая сторона вопроса заключается в том, что расширение рынка является хорошим стимулом для повышения производительности экономики. Да, большой рынок ставит также свои условия, однако расширение рынка - хороший стимул для повышения объемов производства. Эффективность этого стимула будет завысить от того, как адаптируется тот или иной производитель к новым условиям. Для производителей, конечно, создается новая головная боль, в том плане, что нужно быть более гибким, следить за тенденциями рынков, соответствовать их требованиям, внедрять новые технологии, новые модели и культуру организации бизнеса. В целом предстоит пройти довольно большой путь. Однако возможность свободного доступа к новым рынкам - вопрос принципиальный, и может дать больше привилегий готовым к этому процессу производителям. Если нет этого потенциала, то и европейский рынок не представляет интереса.

ИА REGNUM: Нет ли опасения насчет того, что облегченный доступ европейских качественных товаров на армянский рынок может задушить не готовых к этому местных производителей?

- Такая вероятность также существует. Однако, с другой стороны, это еще один стимул для развития внутреннего рынка. Если у местного бизнесмена будут конкуренты в лице европейских производителей, это обяжет его изменить модель производства и внедрять новые технологии для повышения собственной конкурентоспособности. Бизнесмен не должен сидеть сложа руки. Эта та сфера, где нужно всегда быть в движении, искать новые возможности и внедрять новые технологии.

ИА REGNUM: глава миссии ЕС в Армении на днях завил, что от предстоящих в мае парламентских выборов зависят дальнейшие отношения между Арменией и ЕС. Этому предшествовали такие события, как вступление трех армянских партий (правящая Республиканская партия Армении, коалиционная партия "Оринац еркир" и оппозиционная партия "Наследие") в Европейскую народную партию, и старт переговоров по заключению соглашения о свободной торговле с ЕС. Насколько предстоящие выборы связаны "европейскими перспективами" Армении?

- Эти процессы тесно связаны друг с другом. ЕС рассматривает Армению в качестве партнера и не закрыла для нее возможность вступления Евросоюз. Это означает, что наша страна должна удовлетворять все те требования, которые поставлены также перед членами ЕС. Вопрос, конечно, заключается в уровне развития демократии. В этом плане страны ЕС не могут быть безразличны к нашему региону. Они постоянно осуществляют мониторинг. Важным показателем являются выборы, качество проведения которых свидетельствует об уровне развития демократии в конкретной стране. В этом плане интерес европейских партнеров к нашим парламентским выборам понятен, и по-другому не может быть. Идентичная задача поставлена перед властями Армении. Как представитель правящей партии, знаю, что мы будем делать все для проведения честных и справедливых выборов.

ИА REGNUM: Утверждается, что в случае проведения честных выборов Армения может заручиться не только высокой поддержкой ЕС в международных инстанциях, но и получить конкретную финансовую помощь...

- Армения ни у кого не просит милостыни. Такого не может быть в принципе. Другое дело, что при успешной гармонизации нашей политической системы, ценностей и законодательства с европейскими нормами, автоматически активизируется и поток внешних инвестиций в экономику Армении. Иными словами, для зарубежных инвесторов Армения станет надежным партнером. Как известно демократическая система правления - первый гарант для свободного ведения бизнеса в стране. В целом речь может идти только о росте объемов зарубежных инвестиций, а не прямых денежных вливаний.

ИА REGNUM: Образно говоря, в настоящее время в регионе "объявлен тендер" на определение лидера в плане демократических преобразований. В этом контексте насколько вероятно, чтобы Запад сейчас сделал ставку на Армению?

- Реализованные в Грузии реформы, прежде всего, касаются внутренней ситуации этой страны. Другое дело, что указанные реформы получили большой резонанс за рубежом. В нашей стране также осуществляются эти процессы, и мы идем по пути строительства демократии. Совсем не обязательно, чтобы этот процесс сопровождался потрясениями, поскольку они чреваты негативными последствиями. Мы эволюционируем и в этом плане придерживаемся с Грузией одного вектора, коим является либерализация экономики, демократические реформы и защита прав человека. Для этого существуют все предпосылки. Наш народ на 90% является носителем европейских ценностей, и только на 10% мы являемся азиатами. В конце концов, мы должны строить государство европейского типа, а не азиатского - ханство, султанат и джамахирия. Если завтра Запад пожелает демократизации Пакистана или Туркмении, у него ничего не получится, поскольку, прежде всего, общество должно быть готово к демократическим преобразованиям.

ИА REGNUM: Республиканская партия говорит о намерении провести прозрачные, честные и справедливые выборы, в тоже время, утверждая, что по итогам этих выборов она обязательно сохранит конституционное большинство в парламенте. С другой стороны, согласно соцопросам, в обществе существует большое недовольство в отношении к властям в связи с низким уровнем жизни и безработицей. Не противоречит ли одно другому?

- Никак нет. Мы одержим победу не любой ценой, а путем честных и справедливых выборов. Мы реально оцениваем ситуацию и общественные настроения. В этом плане у нас есть большая возможность сохранить власть. Конечно, все политические силы желают придти к власти и удержать ее, и РПА не исключение. Другой вопрос кто может это сделать, а кто - нет. В любой стране есть сторонники власти и противники. С увеличением количества недовольных граждан, шансы власти выиграть выборы снижаются. Однако важно здесь понять причины этого недовольства. Человек понимает, что причина недовольства, коим в основном является глобальный экономический кризис, большей частью не связана с качеством работы власти. Власть смягчила последствия кризиса ровно столько, сколько могла. Согласен, в нашей стране не все гладко, существуют проблемы в политической, социальной и экономической сферах, однако, несмотря на это, ресурс общественного доверия к РПА довольно велик.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян