Среди оставшихся в живых легионеров нет преступников, но и героев среди них тоже нет, а одни только жертвы эпохи, считает посол России в Латвии Александр Вешняков. Между тем, неоспоримо то, что в Латышском легионе Waffen SS преступники были, героизация легионеров как пособников нацистской Германии недопустима в принципе, заявил Вешняков сегодня, 2 марта, в интервью газете Neatkarīgā Rīta avīze.

"Слышал различные высказывания латвийских должностных лиц. Я согласен с теми, кто говорит, что 16 марта не следует участвовать в марше и что не надо героизировать бывших легионеров Waffen SS. Есть ли среди нынешних 500 легионеров преступники? Думаю, что нет. Те, кто совершал преступления, наверное осуждены и наказаны. Неоспоримо одно - среди легионеров были преступники и об этом не должно быть никаких споров. Можно согласиться с тем, что многие были мобилизованы в легион в принудительном порядке, но они не герои, эти люди лишь жертвы эпохи", - сказал Вешняков, комментируя слова президента Латвии Андриса Берзиньша, сказанные тем в эфире телеканала LNT.

При этом Вешняков указал на опасность возрождения неонацизма в связи с проведением публичных мероприятий 16 марта. "Мы никогда не забудем то огромное число жертв и те страдания, которые германский нацизм причинил нашему народу. Россия никогда не смирится с тем, что героизируют людей, которые сражались вместе с германскими нацистами в рядах одной армии. Это вызывает огромное возмущение. Иной ответной реакции от России и посла России ждать нельзя", - сказал Вешняков.

Посол России в Латвии считает, что шествия 16 марта не делают чести такому прекрасному городу, как Рига: "Шествия 16 марта вызывают возмущение не только в России, но и других странах Европы. Они создают очень негативный имидж Латвии".

Отвечая на вопрос о том, как в России оценивают референдум 18 февраля по поправкам к Конституции Латвии, предоставляющим русскому языку статус государственного, Вешняков сказал: "Референдум показал, что в Латвии есть проблемы в политике государства по отношению к национальным меньшинствам, и эту проблему нужно решать. Сейчас есть два возможных подхода: 1) подход диалога и компромисса, осуществление международных рекомендаций; 2) принимая во внимание, что имеется формальный победитель на референдуме, можно попытаться сплотить общество, сделав национальную политику еще более жесткой. "Второй путь ведет к конфронтации и обострению национальных отношений со всеми вытекающими из этого последствиями. Я очень надеюсь, что Латвия не пойдет по деструктивному пути. Это определенно не даст никаких хороших результатов народу Латвии".

Заявления шефа латвийской Полиции безопасности Яниса Рейникса и "намеки" министра обороны Латвии Артиса Пабрикса ("Единство") о причастности России к языковому референдуму в Латвии Вешняков расценивает как попытки переложить на Российскую Федерацию ответственность за высвеченные референдумом внутренние проблемы.

"Это попытка создать иллюзию, что эту внутреннюю проблему Латвии извне инспирирует Россия, используя неизвестные источники финансирования. Если столь ответственные персоны высказывают такие обвинения, им следует за них ответить. Никакие факты на предъявлены, поскольку таких фактов попросту нет. Все сконструировано только на базе допущений. Если подобная риторика продолжится и после референдума, то это может осложнить наши межгосударственные отношения", - сказал Вешняков.

"Россия не финансирует оранжевые революции и не советовала бы другим странам это делать", - подчеркнул Вешняков, отвечая на вопрос поддерживает ли РФ, "по меньшей мере, морально" сбор подписей под поправками к Закону о гражданстве, предоставляющим гражданство негражданам Латвии.

Как сообщало ИА REGNUM, в интервью телеканалу LNT президент Латвии Андрис Берзиньш выразил уверенность в том, что легионеры в свое время шли сражаться за Латвию. "Считать их преступниками - это за пределами понимания. Вместо этого перед ними следует склонить голову", - сказал президент.

В референдуме 18 февраля по вопросу признания русского языка в Латвии вторым государственным участвовал 1 098 921 избиратель, "за" проголосовали 273 347, или 24,88% участников плебисцита, а 821 722 избирателя, или 74,8% участников референдума - проголосовали "против".