"Меня просто умиляет эта юридическая беззаботность наших чиновников, их хроническая неспособность видеть все необходимые следствия, которые вытекают из того, что они говорят и пишут ", - заявил 29 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский философ Валентин Акулов, комментируя инициативы властей Белоруссии по расширению использования "беларускай мовы" как "языка нации".

Напомним, 16 февраля в Минске заместитель министра культуры Тадеуш Стружецкий во время круглого стола "Популяризация белорусского языка: современность и перспективы" заявил о том, что вся система деятельности министерства сориентирована на поддержку и популяризацию белорусского языка. "По инициативе министерства культуры был в 2010 году разработан план мероприятий по расширению и популяризации использования белорусского языка в жизни общества на 2010 и следующие годы, утверждён в Администрации президента, в Совете министров", - напомнил замминистра. Стружецкий сообщил, что Минкультуры способствует развитию и популяризации "беларускай мовы" - языка нации.

Заявления представителей Минкультуры Белоруссии не остались незамеченными в среде белорусской общественности и вызвали неоднозначную реакцию. По мнению Акулова, чиновник в ранге замминистра должен представлять последствия своих заявлений, в т.ч. юридические.

"Сверхидея" почтеннейшего замминистра заключается в том, что наличие в Белоруссии двух государственных языков не исключает административного вмешательства в этот процесс в целях преимущественного стимулирования белорусскоязычия. Но что это означает по существу? Да то и означает, что любой чиновник, пользуясь своим служебным положением, вправе дезавуировать результаты всенародного референдума, на котором белорусский народ своей суверенной волей и утвердил это государственное двуязычие. Я спрашиваю: не следует ли внести в белорусскую конституцию норму, согласно которой правом толкования законов обладает не только Национальное собрание, но и пан Тадеуш Стружецкий? Напрашивается здесь и другой вопрос: в каком государстве мы живем - белорусского народа или белорусских чиновников?", - сказал Акулов.

Белорусский философ напомнил о том, что Конституцией республики гарантировано равенство двух государственных языков - белорусского и русского, за придание государственного статуса русскому языку в 1995 году проголосовало подавляющее большинство белорусов. "Язык - не просто одно из слагаемых культуры, это её основа. А если так, то на каком юридическом основании министерство, чем похваляется Стружецкий, ведет делопроизводство исключительно на белорусском языке? И не следует ли создать в Белоруссии два министерства культуры - белорусской и русской?".

Акулов считает, что попытки чиновников дать новую трактовку итогам республиканских референдумов, их неспособность оценить юридические и иные последствия своих заявлений на достаточно чувствительные для общественного мнения темы заслуживают пристального внимания. "М.Е. Салтыков-Щедрин называл подобную чиновничью прыть "администраторским восторгом", - констатировал Акулов.

Как сообщало ИА REGNUM, 16 февраля в Минске заместитель министра культуры Тадеуш Стружецкий во время круглого стола "Популяризация белорусского языка: современность и перспективы" заявил: "Практически абсолютное большинство владеет белорусским языком, готово его использовать, однако, возможно, в каждой конкретной ситуации не готово его использовать". Он отметил также: "Так сложилось исторически, что большая часть населения нашей страны не использует или редко использует в повседневной жизни белорусский язык, отдавая предпочтение русскому". Замминистра культуры констатировал: "Нелогично, когда библиотека или местный сельский клуб - он обозначен на русском языке".

Позднее, 21 февраля Тадеуш Стружецкий заявил о том, что с целью распространения белорусского языка ("белаурскай мовы") допустимы меры административного принуждения. Он отметил также, что "рекламно-информационные материалы, и вывески, и внутренняя документация должны базироваться на белорусском языке". Стружецкий констатировал: "Сегодня нам всем нужно понять, что белорусский язык - это важнейший показатель личных, общественных и государственных отношений к Белоруссии. Республика Беларусь как самостоятельное государство без белорусского языка существовать не может. Это аксиома".

Напомним, по итогам всебелорусского референдума 14 мая 1995 года русский язык получил статус государственного языка Республики Беларусь - за это высказались 83,3 % проголосовавших граждан республики. Прозападная часть белорусской оппозиции добивается ликвидации итогов референдума 1995 года и свержения инициировавшего его Александра Лукашенко.