"Соглашение между Белградом и Приштиной жители Косово считают первым шагом на пути официального признания республики", - заявила 28 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM руководитель Центра по изучению балканского кризиса Елена Гуськова.

Теперь, отметила эксперт, на всех переговорах, по крайней мере, регионального уровня, будет стоять табличка "Косово*" со сноской, а под сноской будет разъясняться, что это название основывается на резолюции ООН 1244 и решении Международного суда.

"Сами албанцы считают, что скоро сноску забудут или на нее никто не будет обращать внимания, а написанное большими буквами Косово останется в памяти у всех. Албанцы рассматривают это соглашение как конкретное признание независимости", - заявила политолог.

Однако, заметила Гуськова, когда все газеты облетела весть, что Сербия получит статус кандидата на вступление в Евросоюз, СМИ поторопились: это была только рекомендация. Обсуждение шло жесткое, отметила эксперт, и были выдвинуты разные предложения, в частности, что Сербия выполнила еще не все условия. Уже тогда Румыния высказывала очень осторожные претензии, что Сербия не соблюдает права влахского населения, напомнила аналитик. "Это не румынское население, это влахи. И сами влахи выступили с заявлением в Сербии, что не позволят причислять себя к другой нации, они не румыны. Это вопрос, который может задержать вступление Сербии в ЕС, но это не тот вопрос, который будет серьезно обсуждаться. У венгров есть претензии на Воеводину, теперь у Румынии появились претензии, у албанцев есть претензии на юге Сербии - все это может удлинить дискуссию, но не является главным. Главное то, что Сербию сегодня принимать в ЕС никто не будет торопиться. И рекомендация, скорее всего, не перерастет в решение об открытии дверей в Евросоюз перед Сербией", - считает Гуськова.

По прогнозам эксперта, даже если сегодня Сербия признает Косово, встанет вопрос о признании независимости Воеводины, следующего автономного края в составе Сербии, а потом о присоединении к Косово южных областей Сербии, где проживает много албанцев и мусульман. Это очень большие области, отметила политолог, хотя никакого специального статуса они, в отличие от Воеводины, не имеют. "Воеводина имеет сегодня очень странный статус. После 1945 года автономию этим землям предоставляли, так как там проживало большинство венгерского населения в составе Сербии, но сегодня доля венгров в Воеводине не превышает 15%. Однако, несмотря на то, что сегодня там проживают в основном сербы, там существует поддерживаемое Западом сильное движение за автономию, за республику и за последующее присоединение к Венгрии. Это явно провокация Запада, чтобы поставить перед Сербией дальнейшие условия и осложнить вступление Сербии в ЕС", - заявила эксперт.

Гуськова не считает, что в результате Сербию примут в Евросоюз, поэтому это не повлияет на ее отношения с Россией. Эксперт полагает, что повлиять могут выборы: парламентские, которые произойдут в мае, и президентские - в октябре. "В зависимости от того, какая партия придет к власти, будут зависеть отношения с Россией", - резюмировала политолог.

Как сообщало ИА REGNUM, 24 февраля Косово и Белград подписали договор, по которому Косово может участвовать под своим названием со ссылкой на резолюцию Совета Безопасности ООН номер 1244 в региональных организациях и международных конференциях. Это соглашение стало важным шагом на пути получения Сербией статуса кандидата на вступление в ЕС. Окончательное решение по этому вопросу будет вынесено 1-2 марта на саммите Евросоюза. Однако 28 февраля Румыния заблокировала кандидатский статус Сербии, аргументировав свою позицию "несоблюдением Белградом прав проживающего в Сербии румынского меньшинства", к которому Бухарест причисляет, помимо 30 тысяч румын, 40 тысяч сербских влахов.