В Санкт-Петербурге можно увидеть мир уральских староверов начала XXI века
Москва, 29 февраля, 2012, 10:11 — ИА Регнум. В Санкт-Петербурге в
Также на выставке представлены предметы, собранные сотрудниками РЭМ в начале XXI века в той же местности. В экспозиции "Уральские староверы в начале XXI века" представлены еще сохранявшиеся во второй половине XX - начале XXI века старинные виды русской одежды: верхней - шабур, пониток, а также надевавшиеся на коллективные моления сарафаны-дубасы, в комплекте с рубахой и поясом. Представлены также тканые, плетеные пояса.
В музее подчеркнули, что традиционное самоограничение в контактах с нестарообрядцами способствовало более длительному сохранению самобытных черт в поселениях староверов. Старинные виды одежды встречались в Верхокамье вплоть до начала XXI века. Это позволяет сегодня с точностью воссоздавать традиционный облик староверов-поморцев. Так, женщины буквально до последнего времени надевали на коллективные моления сарафаны-дубасы, в комплекте с рубахами и поясами. Начиная с праздника Пасхи и до Успения Богородицы, они носили белую рубаху, а в остальную часть года - темную. В качестве верхней одежды продолжали носить шабур, пониток, кафтан. Нередко одежду шили из современных тканей, но ее покрой соответствовал традиционным нормам.
Вещевые и фотоматериалы знакомят посетителей выставки с особенными нормами благочестия, характерными для уральских староверов: использование холщовых лестовок - старообрядческие четки, специальных чехлов для переноски богослужебной книги и индивидуальной посуды. В староверческих семьях и в начале XXI века при выпечке хлеба для закваски используют не дрожжи, а брагу из проросшей ржи и овса. Перед каждой трапезой произносят 12 раз Исусову молитву и 17 раз - по ее завершении. Во всех обрядовых ситуациях (на фотографиях, представленных на экспозиции, видна служба, проводимая в праздник Преображения Господня) сохраняется особое отношение к огню, добываемому старинным способом - от древесного угля, из печи. От этого огня зажигают березовую лучину, от лучины первую свечу и от нее уже все остальные свечи.
Напомним, что русское старообрядческое население Верхнего Прикамья формировалось на протяжении XVIII века, главным образом, за счет переселенцев из Центральной России и Поволжья, бежавших на Урал от преследований за веру.