В своей очередной программной статье, на этот раз посвященной международной политике, действующий премьер-министр РФ Владимир Путин изложил свои взгляды на роль России в мире, на то, с кем и как ей строить партнерские отношения. Особое внимание он уделил Западу в целом и США в частности. Тезисы Путина о том, что Россия будет жестко отстаивать свои геополитические интересы и не допустит нарушения паритета сил, в экспертных кругах восприняли по-разному.

Например, замдиректора Центр политической конъюнктуры России Алексей Зудин утверждает, что об изменении внешнеполитического курса с возвращением Путина на президентский пост говорить не приходится. "На самом деле, никаких оснований для таких рассуждений я не вижу. Хочу напомнить о подзабытой формулировке: Дмитрий Медведев - преемник Путина и его напарник по правящему тандему. Так что при Медведеве внешнеполитический курс России изменился, пожалуй, даже меньше чем внутриполитический. Медведев был достаточно неуступчивым президентом, как и Путин. Так что все разговоры об усилении конфронтации - это домыслы", - полагает Зудин. Вместе с тем, эксперт заметил, что все слухи о том, что Запад лучше относится именно к Медведеву, потому как с ним, якобы, проще договориться - имеют одну подоплеку. Силы, заинтересованные в развале правящего тандема, конфронтации среди российской элиты всячески пытаются вбить клин между Путиным и Медведевым. В том числе, и путем внешнеполитического давления. Подводя итог, Зудин отметил, что последняя статья Путина, как и предыдущая, отчасти посвященная вызовам в адрес России, базируется на двух принципах - реализм и развитие.

"Путин здраво оценивает ситуацию в мире: он видит, откуда исходит угроза и пытается предостеречь источник этой угрозы заранее, не допустить реальной конфронтации. При этом почти все из того, что он предлагает, так или иначе, способствует развитию России. Говоря о негативных моментах в отношениях с отдельными странами, он постоянно упоминает о необходимости развивать экономические связи, деловые отношения. Заметьте, он американцев постоянно называет партнерами - это довольно символичный момент", - подчеркнул Зудин. Несколько иной точки зрения придерживается президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. Он рассматривает очередную статью Путина с философской точки зрения. По его словам, ключевой вопрос статьи - что лучше для страны в мировой политике: когда ее боятся или любят? "Колебание - между любовью и боязнью - свойственно внешней политике России на протяжении всех 20 лет после распада СССР. У Путина все-таки есть некоторый крен в сторону того, чтобы тебя скорее боялись, но на этом крене он не настаивает, и, наверное, здесь он открыт к дискуссии", - считает Виноградов. Политолог также подметил, что Путин считает экономическое развитие главной темой диалога с Азией, прежде всего с Китаем. С Западом же премьер, в первую очередь, хочет говорить о безопасности.

Журналист и политолог Михаил Леонтьев также выделил в статье, в первую очередь, отношения России с США. По его словам, важнейший тезис статьи заключается в стремлении Америки обеспечить себе абсолютную неуязвимость, в том числе, за счет создания системы ПРО в Европе. "Это неприемлемо, ни для каких суверенных образований. Просто по определению: те, для кого приемлема американская политика абсолютной неуязвимости - не являются суверенными образованиями. Просто не являются по факту. Им это не нужно, тоже имеют право. Те же, кто являются - для них это абсолютным образом неприемлемо. Для некоторых, этот вопрос не стоит, потому что у них нет материальных средств в этом противостоянии. У России - есть",- рассуждает Леонтьев. Развивая тему отношений с США, Леонтьев подчеркнул, что когда говорят о противостоянии между РФ и Америкой не подразумевается ненависть жителей этих страну друг к другу - скорее наоборот. Однако прямо противоположные тенденции царят между руководством обоих государств. "Американский истеблишмент готов нас любить в известной позиции. И любил в течение длительного времени", - заявил Леонтьев.