В основе материала - ответы, отражающие точку зрения чиновников, проходивших переподготовку в Академии управления при президенте Республики Беларусь. Они посвящены проблемам государственного управления в социально-экономической сфере и, по сути, продолжают предыдущую публикацию. Орфография и стилистика источников воспроизводятся буквально.

По мнению белорусских управленцев, политическое руководство республики "несет всю полноту ответственности за ухудшение экономической ситуации. Все эти ухудшения стали результатом неадекватных решений на развитие экономики" (П.В.). Сегодня органы госуправления "не являются партнерами и помощниками субъектов хозяйствования в реализации госполитики, а, как правило, выступают контролерами и приказчиками. Чиновники недоступны зачастую для решения конкретных вопросов через рядовых руководителей. Они не всегда способны, боятся принимать решение, не умеют прогнозировать на перспективу, мыслят многие местечково, не в масштабах республики" (Н.А.). Народ же, по мнению управленцев, "не осознает себя частью государства, пытается максимально "обмануть", "получить выгоду" и т.д. Свои частные потребности становятся выше государственных; нет осознания того, что государство может распоряжаться только теми денежными средствами, которые непосредственно зарабатываются страной, т.е. самими гражданами" (М.Л.)

Причины этого чиновники видят, прежде всего, в "неповоротливости при необходимости принятия срочных управленческих решений, а также несвоевременности доведения данных управленческих решений до объектов управления" (А.А.) Как это выглядит на практике: "при проявлении первых признаков нестабильности, в первую очередь экономической, систему начало заметно лихорадить. Для меня, как работника госоргана, подчиненного правительству, это стало особенно очевидно по увеличению, причем значительному увеличению количества документов и поручений, имеющих достаточно узкую направленность. Это в первую очередь создание различного рода стратегий: будь то стратегия по сокращению запасов готовой продукции на складах предприятий или стратегия по выполнению целевых прогнозных показателей, или стратегия по увеличению экспорта, да и многое другое. Самое большое удивление, возмущение, можно сказать негодование, вызывает то, что основное количество документов по данному вопросу происходит из Минэкономики, органа, который и должен по моему разумению, разрабатывать подобные документы, программы, стратегии, разрабатывать и доводить другим госорганам для исполнения, а не заниматься "сводом" информации. Кроме того удивляют сроки, отпущенные на разработку таких основополагающих документов - от 2 до 10-12 дней. При таких сроках о качестве подготавливаемых документов можно скромно умолчать. За такой короткий срок не удастся выполнить основную, на мой взгляд, задачу: довести суть стратегии или иного поручения до того, кто ее будет исполнять (как правило, это предприятия) и получить от него "обратную связь", прежде всего, виде предложений и т.п. Хотя, как показывает практика, внизу не всегда понимают, что от них хотят, или не хотят понимать в силу сложившихся, устоявшихся принципов работы. В результате всего изложенного, основные звенья цепочки не участвуют в разработке подобных стратегий, по которым им дальше предстоит жить и работать" (Д.В.)

Жалуются управленцы белорусского президента и на такую проблему, как "чрезмерная зарегулированность". Иначе говоря, "крайне детализированное и жесткое регулирование всех сфер функционирования хозяйствующих субъектов, не дающее возможность выбирать эффективные стратегии и тактику поведения. Такой подход дает достаточно большие свободы немалому количеству контролирующих и проверяющих органов. Громоздкость и, порой, противоречивость законодательства позволяет проверяющим всегда найти проблемные вопросы, ставя один законодательный, или нормативный акт, выше другого. Квалификация проверяющих также оставляет желать лучшего. Отсюда вытекает нежелание (точнее отсутствие возможности) вникать в суть проблемы, проверяется все "по написанному" в меру собственного понимания. При любой проверке, как правило, ставится задача не помочь хозяйствующему субъекту в урегулировании проблемных вопросов, а найти изъяны и наказать "виновных". К тому же проверки отнимают значительную часть времени, а их количество остается практически на прежнем уровне. Поэтому отчеты всегда содержат выявленные нарушения, а формулировка "устранено в ходе проверки", либо просто отсутствие нарушений уходят в прошлое, иначе руководители проверяющих органов считают, что проверка проведена формально, либо не проводилась вовсе и виновником "назначается" проверяющий. Такие подходы создают большие проблемы как для субъектов хозяйствования Республики Беларусь, так и для иностранных инвесторов, которые не в состоянии разобраться в данной сложной ситуации, что существенно ограничивает серьезные зарубежные инвестиции" (В.П.). Внутри республики "отсутствие свободы действия у чиновников приводит к тому, что многие вопросы, которые можно решить на основе житейской мудрости, не решаются, так как не находят своего отражения в инструкциях. Ни одна инструкция не в состоянии отразить все многообразие общественных отношений, возникающих по поводу, ею регулируемому" (И.А.).

Существенные трудности создает также большой документооборот, т.е. "необходимость регулярно заниматься сбором ненужной информации, ответами на письма, запросы, информации и т.д." (А.А.) Все это, по мнению белорусских чиновников - "бюрократия в плохом смысле", ведущая к "загруженности руководителей (чиновников) количеством НПА, распоряжений, указаний и законов, которые человек не в состоянии усвоить и применить рационально на практике, особенно в местных структурах"; к тому же "нередко документы многократно дублируются" (Д.Е.), а "дублирование различного рода информации в несколько инстанций - отнимает время и силы, в некоторой степени озлобляет и не красит систему" (Е.И.)

Несмотря "на введенные запреты на получение дополнительной информации у субъектов хозяйствования в объемах превышающих установленную государственной статистической отчетностью, ситуация только усугубляется. На дополнительные запросы субъекты хозяйствования вынуждены давать, а порой и многократно, с уточнениями, ответы и во многих случаях со сроком "еще вчера". Также, на фоне предпринимаемых программ по экономии ресурсов, несколько удивительно выглядят новые стандарты, принятые для оформления деловой переписки: 15 размер шрифта, увеличенные поля, отступы, интервалы и т.д. Как результат - уместить письменный ответ, либо запрос на одном листе практически не возможно, а отсюда вытекают значительные издержки в виде расхода бумаги, картриджей, расходов на отправку почтовых отправлений и т.д. Не смотря на это, все успешно рапортуют о снижении ведомственного и межведомственного документооборота - как оказалось объем принято считать не по количеству напечатанных и отправленных страниц, а по количеству зарегистрированных документов" (В.П.).

Мешают белорусским чиновникам и прогнозные показатели, при доведении которых до объектов управления "не учитывается специфика той или иной организации (предприятия)". (А.А.) "Правительством, министерствами, облисполкомами, горисполкомами, райисполкомами доводится подведомственным предприятиям очень большое количество тех или иных показателей (до 20), которые не способствуют эффективной работе самого предприятия. Руководству предприятия, вместо того, чтобы заниматься основной, на мой взгляд, задачей - то есть рентабельной, прибыльной работой, своевременной выплатой зарплаты, уплатой налогов и инвестиционной деятельностью, - приходится уделять много времени на выполнение этих показателей, которые являются заведомо убыточными. Тем самым, выполняя госпрограмму, наносится экономический ущерб предприятию, что недопустимо в цивилизованном мире" (А.Н.). Также "зачастую республиканским предприятиям вышестоящими организациями устанавливаются задания (прогнозные показатели) не отвечающие требованиям и условиям развития соответствующей административно-территориальной единицы" (В.Н.) В силу того, что "результат деятельности оценивается через "призму" выполнения прогнозных показателей управление экономическими процессами не эффективно. Неэффективность такого подхода отражает опыт Советского Союза, когда вроде бы все выполнялось - а результатов практически нет". (К.В.) "Могу отметить как руководитель: доведенные показатели не соответствуют ни производственным мощностям, ни емкости рынка, ни современным экономическим условиям, как в мире, так и в РБ" (А.С.)

Огульный (недифференцированный) подход к доведению планов "по всем направлениям социально-экономического развития, невзирая на уже достигнутые результаты, будь-то энергосбережение, экономия ресурсов, объем инвестиций, рост доходов и т.д. Такой подход дает возможность иметь "среднюю температуру по палате" в пределах нормы, иными словами, за счет более развитых субъектов компенсируется отставание, порой существенное, других. Такое положение приводит к тому, что развитие некоторых предприятий "застыло" на уровне конца 80-х годов, а их техническое обеспечение на уровне конца семидесятых, в том числе и менталитет. Результатом такой политики является довольно частое изменение планов в течение года, при требованиях их безусловного выполнения. Решение таких задач закономерно выполняется в режиме "ошпаренной кошки" и "любой ценой", в угоду качеству и потребности в выпускаемых товаров, работ, услуг. В свою очередь, это приводит к чрезмерному росту производимых объемов и, как результат, затариванию складов, вопреки законам рынка - "производите то, что сможете продать, а не то, что можете произвести" (В.П.). На практике это выглядит так: "из месяца в месяц нашему предприятию повышают план производства, 95% сырья закупается за границей, выполняя производственный план, предприятие не в состоянии реализовать выпущенную продукцию, что ведет к затариванию складов и вымыванию оборотных средств" (Д.А.) и приводит к "отсутствию реальной картины происходящего из-за фиктивных плановых отчетов и боязни потерять должность" (Т.П.).

Огромнейшие объемы отчетности "по всем уровням государственной иерархии, что приводит к значительным потерям временных, человеческих и финансовых ресурсов субъектами хозяйствования" (В.П.) Результат: "в государственном управлении на данном этапе доминирует контролирующая функция, что ведет к неоправданным потерям рабочего времени на контролируемых предприятиях: персонал занимается подготовкой отчетов, информации, документации, вместо своей непосредственной работы. В подчиненном мне управлении четыре специалиста более 80% рабочего времени отдают на составление отчетов и мероприятий, в ущерб основной деятельности". Принцип планирования в государственном секторе экономики "от достигнутого" во многом сдерживает развитие предприятий, так как значительный рост объемов производства, экспорта продукции, освоение новых видов продукции и т.д., возможный в текущем году, не означает, что конъюнктура рынка будет благоприятна и в следующем году, что заставляет руководителей выполнять доведенные показатели и ни в коем случае не перевыполнять их. Количество основных целевых показателей по машиностроительным предприятиям, доводимых министерством, составляет более десяти, хотя, по моему мнению, достаточно трех (объем производства, положительное сальдо внешнеэкономической деятельности, положительная рентабельность), которые смогут определить эффективность работы производства, руководителя и его команды. Объекты социальной сферы, находящиеся на балансе предприятий, приводят к значительным непроизводственным расходам, что снижает конкурентноспособность нашей продукции, на внешнем рынке. Необходимость передачи соцобъектов предприятий на баланс городов в данный момент стоит особенно остро, а высвободившиеся ресурсы могут быть направлены на инвестиции в основной капитал (на нашем предприятии износ оборудования составляет более 80%)" (М.В.).

Бессмысленная борьба с импортом, которая "не учитывает реальную ситуацию в части возможностей промышленных предприятий республики, особенно в сфере высоких технологий, где отечественные предприятия с трудом осваивают отверточную сборку. Попытки наладить производство всего спектра необходимых решений не могут дать должного эффекта, так как потеряно слишком много времени и пропасть отставания от высокоразвитых иностранных производств только будет продолжать расти, пока будут предприниматься попытки "латания дыр", так как "отверточная сборка" опоздала лет на пятнадцать. Объемы и сальдо импорта не изменяться - все комплектующие так или иначе являются импортными, отечественная сборка удорожает продукцию для конечных потребителей, а качество будет заведомо хуже. Попытки борьбы с импортом, привели к отставанию выполнения ряда проектов на 4-5 месяцев" (В.П.)

В целом все "вышеперечисленные проблемы носят закоренелый устоявшийся характер. Они не являются простыми для решения. Не смотря на попытки, предпринимаемые государственной властью на протяжении многих лет, ситуация практически не меняется, а отчетные решения по проблемам носят поверхностный характер - была бы вовремя подписана отчетная бумажка" (В.П.). Политическая сфера деятельности "используется недостаточно эффективно. Это результат концентрации всей политической власти в руках одного человека. При том, что номинально в РБ провозглашен принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную. Фактически одна ветвь политической власти сделала неэффективной и поглотила две другие ветви власти" (Г.Н.).