Лембергс: Латвии не следует идти в еврозону прежде, чем та выйдет из кризиса
Латвия, 10 февраля, 2012, 17:52 — ИА Регнум. Еврозона - это готовящийся к отплытию "Титаник", на который усиленно зазывают Латвию, считает мэр Вентспилса
Между прочим он обрушился с жесткой критикой на Партию реформ Затлерса (ПРЗ) и ее лидера экс-президента Латвии
По словам Лембергса, на деятельности других входящих в коалицию партий - "Единства" и объединения "Все - Латвии!" - влияние спонсоров практически не сказывается, тогда как на "деятельности затлеристов это очень сказывается". В настоящее время партия Затлерса имеет рейтинг популярности на уровне 3% и "таким образом общество списало эту партию", - подчеркнул Лембергс.
В качестве примера действий ПРЗ в интересах спонсоров он привел продвигаемые депутатом Сейма Вячеславом Домбровским поправки к Закону о портах, запрещающие портам предоставлять услуги буксиров. "Рижский свободный порт купил три буксира, которые обслуживают суда в порту на тех же условиях, что и частные. Это очень не нравится компании PKL, которая через Народнохозяйственную комиссию Сейма, которой руководит представитель партии Затлерса Домбровский, продвигает поправки, запрещающие портам заниматься услугами буксирования. Это конкретный пример, в котором сама PKL не фигурирует, поскольку от ее имени законопроект лоббирует Американская торговая палата. А стоит упомянуть США. Как все замолкают, потому что США воспринимаются храмом прозрачности и честности в квадрате", - пояснил Лембергс.
О реформах ПРЗ только говорит, полагает Лембергс. При этом он признал, что созданная в ходе региональной реформы система административного деления Латвии полна диспропорции и должна быть реформирована. "Вопрос, каким образом", - сказал мэр Вентспилса. Наиболее логичной он считает модель районов с районным городом во главе, как это было в советское время и ранее - в царской России и довоенной Латвии.
Рассуждая о планах повышения фискальной дисциплины в Евросоюзе, Лембергс усомнился в способности стран еврозоны выполнять собственные правильные решения. С другой стороны, соблюдение норм бюджетного дефицита еще не гарантирует рационального использования средств в рамках бюджета, подчергнул вентспилсский градоначальник: "Проблема не в дефиците бюджета, а в том, как ты тратишь деньги, которые занимаешь. Если ты тратишь на то, что приносит прибыль - это хорошие траты. Но если ты занимаешь деньги и тратишь их на строительство административных зданий для чиновников, то это денег не принесет. Это лишняя нагрузка на народное хозяйство. Если в [национальную авиакомпанию] airBaltic готовы вкладывать частные инвесторы, то зачем государство вкладывает в нее 110 млн латов (около 154 млн евро)? В то же время на реформу профессиональных школ не хватает 40 млн латов (56 млн евро). Договор ЕС о бюджетной дисциплине сам по себе ничего не даст".
Лембергс считает опрометчивым стремление Латвии как можно скорее вступить в еврозону с ее неопределенными и постоянно меняющимися в объемах планами спасения оказавшихся в трудном положении членов еврозоны. "Почему Латвии нужно брать на себя обязательства по спасению Греции, Италии, Испании, Португалии, почему латвийский народ должен становиться еще беднее по сравнению с народами этих стран, покрывая их несоразмерные долговые обязательства? Никто мне этого не поясняет. Говорят, что, вступая в ЕС, Латвия взяла на себя обязательство присоединиться к еврозоне. Тогда не было кризиса. Они свои обязательства не исполняли, деньги тратили, ситуация за 8 лет изменилась. Пока страны еврозоны не привели в порядок свои внешние долги, не нормализовали свои бюджеты, Латвии не следует присоединяться к еврозоне", - сказал Лембергс, который считает, что решение должно приниматься на референдуме.