Израильский эксперт по Центральноазиатскому региону Михаил Фальков считает, что связи между Израилем и Туркменией остаются почти на том же уровне, что и 18 лет назад, когда были установлены дипотношения. По его мнению, они сводятся к редким визитам израильских делегаций в Ашхабад и обучению туркменских специалистов различных отраслей на курсах МАШАВа в Израиле.

"Но главный вопрос, третий год стоящий на повестке двусторонних отношений, остается нерешенным. Речь идет об открытии посольства Израиля в Ашхабаде", - цитирует портал IzRus слова Фалькова.

Эксперт напомнил, что Иерусалим принял соответствующее решение еще в апреле 2009 года. Месяц спустя об этом было сообщено официально. Тогда же в Ашхабад впервые отправилась делегация министерства иностранных дел с целью подыскать здание для новой дипмиссии. А в сентябре 2009 года высшая государственная комиссия по кадровым назначениям в госсекторе утвердила на должность посла в Туркмении бывшего легального резидента разведки "Моссад" в СНГ Рэувена Динэля. В декабре того же года Израиль официально направил туркменской стороне документы на его аккредитацию. Однако никакого ответа на это не последовало. Уже в феврале-марте 2010 года стало ясно, что Динэль не станет послом в Ашхабаде. Туркмены предпочли официально не отклонять его кандидатуру, а просто не реагировали на запросы израильтян. Как следствие, в августе того же года на должность посла был назначен другой кандидат - кадровый дипломат и специалист по исламу Хаим Корен, владеющий турецким и арабским языками. Документы на его аккредитацию были направлены в Ашхабад в сентябре 2010 года.

"А в прошлом году, еще в качестве главы Департамента Центральной Европы и Евразии, Пинхас Авиви дважды посетил туркменскую столицу (в феврале и в июне). И оба раза вопрос об открытии посольства был ключевой темой переговоров. Во второй раз Авиви сам сообщил порталу IzRus, что возглавляемая им делегация "подбирала место" для новой дипмиссии. Однако уже в июле прошлого года ивритоязычные издания, со ссылкой на источник в МИД Израиля, сообщили, что Ашхабад отказал Корену в аккредитации. И хотя Авиви назвал ту информацию "безответственной ложью", планы по открытию посольства до сих пор остаются лишь на бумаге", - подчеркнул эксперт.

Он обратил внимание на то, что с момента принятия решения о создании дипломатической миссии в Туркмении делегации израильских чиновников неоднократно посещали эту республику. Но результаты их поездок, используя формулировки МИД Туркмении, сводятся к общим фразам о необходимости "активизации многопланового партнерства".

"Наверное, уже настало время признать, что любые усилия Иерусалима в этом направлении вообще напрасны. И дело вовсе не в прошлом того или иного кандидата на должность посла. Просто из-за прихотей израильтян туркмены явно не намерены портить отношения с одним из своих главных региональных партнеров - Ираном. Поэтому реального прорыва на этом направлении стоит ожидать лишь, если по причинам, не связанным с израильтянами, произойдет резкое и затяжное ухудшение связей Ашхабада и Тегерана. А до тех пор любые обхаживания туркмен представителями официального Иерусалима вряд ли имеют какой-то особый смысл", - заключил израильский эксперт.

Как уже сообщало ИА REGNUM, в начале этой недели руководство МИД Туркмении на встрече в Ашхабаде с делегацией министерства иностранных дел Израиля во главе с генеральным директором по связям с международными организациями Пинхасом Авиви обсудило вопросы наращивания отношений в торгово-экономической и культурной сферах. Как сообщает пресс-служба туркменского МИД, в ходе переговоров в числе основных направлений взаимодействия были названы энергетика, сельское и водное хозяйство, образование, здравоохранение. "Туркмения заинтересована в использовании передовых израильских разработок в сферах экологии, альтернативных и энергосберегающих технологий, туризма. Стороны отметили важность взаимообмена делегациями по изучению и реализации наиболее перспективных совместных проектов", - отмечает пресс-служба туркменского внешнеполитического ведомства.

Также сообщается, что в рамках пребывания в Ашхабаде израильская делегация была принята в парламенте, министерствах торговли и внешнеэкономических связей, сельского хозяйства, государственном концерне "Туркменгаз" и Институте международных отношений МИД Туркмении.