"Уникальность предстоящих в мае выборов в парламент Армении состоит в противостоянии двух крупных политических сил правящей коалиции - Республиканской партии Армении (РПА) и партии "Процветающая Армения" (ПА). Назревает совершенно новая ситуация, которая создает необычную коллизию. Армянский избиратель, за последние 20 лет четко ориентированный лишь на "белое" и "черное", будет вынужден определяться со своими пристрастиями как бы в одноцветной политической палитре выборной кампании". Об этом в интервью с корреспондентом ИА REGNUM заявил директор Института философии, социологии и права НАН РА, президент Армянской социологической ассоциации Геворг Погосян.

ИА REGNUM: Иными словами, в обрисованной вами ситуации избиратель окажется перед решением непривычной для него дилеммы?

Да, раньше ему было проще выбирать - либо он голосует за оппозицию, которая критикует власть на чем свет стоит, либо он отдает свой голос за власть, которая, по его мнению, делает все, что может. В процессе же этой выборной кампании электорат окажется в нестандартной и совершенно странной ситуации, поскольку между противоборствующими партиями нет резких идеологических разногласий. Ведь РПА и ПА состояли в одной правящей коалиции и не первый год.

ИА REGNUM: Как поступит в этой нестандартной ситуации оппозиция, которой на руку "выигрышный" конфликт внутри коалиции? На ваш взгляд, будет ли использована и разыграна эта козырная карта?

Оппозиция оказалась бы намного мудрее, если бы постаралась разыграть эту карту. Однако в данном случае оппозиция поступила наоборот - она попыталась одну из коалиционных сил перетянуть на свою сторону. По крайней мере, со стороны оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) были посланы некие мессиджи в адрес ПА - если не о формировании альянса, то о сотрудничестве. Однако коалиционная партия вроде бы не отреагировала на эти вызовы, или точнее, на эти намеки. Судя по происходящим событиям, оппозиция также дезориентирована, поскольку, конечно же, разногласия внутри коалиции - отличная возможность, чтобы провести умную и тонкую комбинацию, но...

ИА REGNUM: Вопрос лишь в том - есть ли такой потенциал?

Я бы хотел сказать, что есть, но поскольку пока еще таких движений и проявлений не замечается со стороны оппозиции, то с окончательными выводами пока воздержусь. Во всяком случае, попытка АНК привлечь на свою сторону ПА выглядела очень наивно. В свою очередь, аналитики "Процветающей Армении", если, конечно, там есть настолько серьезные аналитики, должны были просчитать и понять, что оппозиционное поле, можно сказать, занято. Следовательно, за 2 месяца до выборов переход в оппозиционное поле равносилен политическому самоубийству.

Во-первых, давно уже известно, что избиратель не прощает перебежчиков. Есть и в нашей действительности факты, подтверждающие данный тезис. В частности, не случайно же партия "Оринац Еркир" (ОЕ) сейчас не пользуется каким-то особым вниманием армянского общества. В этом смысле можно вспомнить и про АРФ "Дашнакцутюн" - то эта партия в коалиции, то в оппозиции. Иными словами, любая политсила, входя в правящую коалицию и возвращаясь обратно в оппозиционное поле, теряет какую-то часть электората. Во-вторых, то количество голосов, которое ПА может собрать, оставаясь в коалиции, намного превысит потенциальный показатель, полученный партией при переходе в оппозиционные ряды. По моим примерным подсчетам, войдя в оппозицию, эта партия получит вдвое меньший результат, чем то количество голосов, на которые она может реально рассчитывать, оставаясь в коалиции. Кстати, переход ПА в оппозицию весьма выгоден для АНК, поскольку шансы этой политической силы на получение большего числа депутатских мандатов в таком случае сильно возрастают.

ИА REGNUM: О чем свидетельствуют результаты ваших опросов - каким будет расклад политических сил в новом парламенте?

Воздержусь пока от представления конкретных цифр, поскольку в феврале мы готовимся провести новое исследования, и хотелось бы оперировать данными "первой свежести". Вместе с тем, судя по предыдущим опросам, можно утверждать, что РПА серьезно лидирует, потом идет ПА, третье и четвертое место почти одинаково делят АНК и АРФ "Дашнакцутюн". Иными словами, данные политические силы и есть реальные игроки на электоральном поле Армении, которые поведут за собой большую часть избирателей. Замыкают список, можно сказать, на грани фола партии "Оринац Еркир" и "Наследие". Думаю, что для входящей в коалицию ОЕ разумнее будет пойти на выборы в едином списке с РПА, поскольку в обратном случае шансы вхождения в парламент значительно снизятся. Разумеется, самой партии решать, что и как.

ИА REGNUM: Партии "Наследие" также следует сильно озаботиться поиском выгодного альянса?

У меня большие сомнения по вхождению "Наследия" в парламент. Выражаясь народным языком, партия пройдет, если власти ей обеспечат "проход". Иными словами, их шанс -закулисно договориться с правящей элитой и пройти своим отдельным списком, поскольку маловероятно, что публично партия войдет в коалицию с властью. И это наиболее вероятный для них сценарий, в итоге которого партия вновь окажется в парламенте, но возможно с меньшим числом депутатов - скажем, трех - четырех. Альтернативный путь предполагает тесную коалицию с АНК и вхождение в единый оппозиционный список, что пока еще не подтверждается какими-либо конкретными действиями.

ИА REGNUM: В СМИ были сообщения о возможном предвыборном союзе партий "Наследие" и "Свободные демократы". Станет ли это необходимым подспорьем для вхождения обеих политических сил в парламент?

"Свободные демократы" представлены только на страницах прессы, которую читают лишь 7-8% населения Армении, не говоря уже о том, что в дальних областях и селах газет вообще не читают. Иными словами, на политическом поле партия абсолютно не видна, за исключением очень узкого медиапространства центральной префектуры Еревана. Возможно, что по отношению к представителям партии международные структуры проявляют респект - их в посольства приглашают, в частности, в американское. Однако электорат их не знает, и не думаю, что за два месяца им удастся набрать такой политический багаж, который обеспечит партии какое-то количество голосов, тем более - проходное. Скорее всего, эта перспектива из области невероятных. Поэтому альянс с парламентской и узнаваемой в обществе партией "Наследие" - это все же реальный "плюс" именно для партии "Свободные демократы".

ИА REGNUM: Представители оппозиционных партий нередко высказываются о необходимости объединения своих сил, в результате которого возможно получение большинства голосов? Насколько реальна подобная перспектива?

Опыт прошлых лет показывает, что каждый раз перед парламентскими выборами возникают подобные разговоры - о необходимости сплочения, о создании единого оппозиционного фронта, о перспективе получения в пять раз большего количества голосов, чем властвующие. Разговоры есть, но оппозиция, все равно, не объединяется. Одна из основных причин этого кроется в личных амбициях ведущих лидеров оппозиции, каждый из которых видит себя как минимум маршалом, но никак не подполковником. А во-вторых, власть же тоже не дремлет, а тонко и с пониманием ситуации работает на раскол оппозиции. И в этой политической борьбе ей пока что удавалось достигать нужного результата - не допускать объединения оппозиции. Думаю, что ситуация повторится и на этот раз.

ИА REGNUM: Парламентские и президентские выборы в Армении нередко напрямую увязывают с политическими процессами и настроениями как в России, так и на Западе. В данном случае, насколько велико будет влияние извне?

Специфичность предстоящих выборов в парламент страны, а затем и президента Армении заключается в том, что они на этот раз пройдут в совершенно другой атмосфере, чем предыдущие, или даже выборы в других странах. Понятно, что обычно в процессе выборов, а особенно - в странах постсоветского пространства ощущается влияние внешних сил, которое, в частности, исходит от Европы, США, или же России. Считаю, что в Армении этот фактор будет отсутствовать. Мой вывод обусловлен тем, что, в принципе, политическая элита страны, которая представлена РПА, устраивает и Запад, и Россию, поскольку внешнеполитический вектор Армении не вступает в явное противоречие с их геополитическими интересами, а внутренние дела страны их меньше всего интересуют. Так что в Армении, по моему убеждению, не предвидятся некие "оранжевые революции" и резкие пертурбации по смене власти. Можно сказать, что максимальным влиянием извне станут не в первый раз выдвигаемые со стороны Европы требования - по проведению справедливых и прозрачных выборов. Возможно, что на этот раз они будут предъявлены более жестко, чем в прошлый раз - с учетом шлейфа 1 марта 2008 года (1 марта 2008 года в результате столкновения между полицией и несогласными с итогами президентских выборов демонстрантами в центре Еревана погибло 10 человек, сотни получили ранения - ред.). Но это не будет направлено на то, чтобы поменять правящую элиту. Иными словами, исход выборного процесса, главным образом, будет зависеть не от внешнего, а от внутреннего расклада сил - исключительно от нашего выбора.

Беседовал Валерий Гаспарян