Основным предметом переговоров делегации во главе с заместителем председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Чэнь Чжили с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым стало обсуждение планов Вашингтона силовым путем упредить получение соседом Туркмении - Ираном - ядерного оружия, сообщает 30 января "Московские новости".

По мнению издания, китайцы не без оснований видят в реализации этих планов угрозу возводимой ими в Туркмении масштабной газопроводной и газодобывающей инфраструктуре, которая в будущем обеспечит поставку в Китай ежегодно до 65 млрд кубометров газа.

"По первой ветке газопровода за два последних года было поставлено 28 млрд кубометров, сейчас заканчивается строительство второй ветки, и китайцы приступили к третьей. Всего к 2020 году планируется соорудить четыре ветки газопровода. Главным предметом заботы китайцев остается надежность поставок туркменского газа в Поднебесную. Кроме того, речь идет о безопасности от трех до пяти (в зависимости от сезона) тысяч китайских рабочих и специалистов, занятых в Туркмении на строительстве газопровода и других объектов", - поясняет российское издание.

"МН" также сообщает, что у Пекина было много других вопросов к Ашхабаду. "Существует ли возможность дислокации в Туркмении американского или иного иностранного военного контингента под эгидой ООН? Может ли на территории страны появиться транзитный либо иной логистический центр? Готова ли Туркмения к принятию большого потока беженцев из Ирана или к предотвращению их наплыва? Пекин воспринимает Туркмению как практически единственную в регионе страну, которая не контролируется США, что дает возможность китайцам осуществлять через нее различного рода контакты - как экономические, так и военные. В частности, речь идет о возможности подключения ветки с иранским газом к китайскому газопроводу из Туркмении, поставке в Иран китайского военного снаряжения. Не исключается, по сведениям "МН", и туркменский маршрут эвакуации в Китай членов иранского руководства при критическом развитии ситуации в Иране", - утверждает столичное издание.

Обращается внимание на то, что до недавнего времени военное присутствие США в Туркмении было представлено морскими пехотинцами и группой обслуживания американских транспортных самолетов, делающих посадку в ашхабадском аэропорту по пути в Афганистан.

"После нескольких инцидентов с участием американцев, применявших оружие, его ношение ими было сокращено до минимума и было уменьшено количество самих военнослужащих США. Туркменские власти явно не испытывают восторга от необходимости сотрудничать с Вашингтоном. По имеющимся сведениям, американцы постоянно запрашивают большее количество взлетов-посадок, чем это оговорено в их соглашении с властями страны. В Туркмении не забыли, как восемь лет назад американцы без уведомления Ашхабада выслали из Омана свой самолет для эвакуации попавшего в аварию на дороге между Ашхабадом и Мары американского транспорта с военнослужащими, следовавшего из Афганистана. Инцидент тогда удалось замять, в Вашингтоне оправдали свои действия полученным им "афганским" мандатом ООН", - утверждает обозреватель издания.

По сведениям "МН" из источников в Ашхабаде, туркменское руководство оказалось не готово к адекватному ответу на озабоченность китайских визитеров. "В "Огузхане" (так называется резиденция президента Туркмении) не занимались анализом развития ситуации вокруг Ирана в контексте туркмено-китайских отношений. Соответственно, в Ашхабаде не готовились к принятию специальных мер и проведению спасательных операций. Туркменское руководство, по некоторым данным, рассматривает возможность обращения к Москве за содействием в получении информации, разработки прогноза развития обстановки и координации действий при возникновении форсмажорной ситуации. В ближайшие дни также для консультаций на иранскую тему в Ашхабаде ожидается прибытие высокопоставленной делегации из Турции", - заключает эксперт по Центрально-азиатскому региону Аркадий Дубнов.

Как уже сообщало ИА REGNUM, Китай стал первой страной, поддержавшей переизбрание главы Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова на второй президентский срок. 13 января специальный представитель председателя КНР, заместитель председателя постоянного комитета всекитайского собрания народных представителей Китая Чэнь Чжили на встрече с туркменским лидером затронула тему предстоящих в следующем месяце президентских выборов. "Чэнь Чжили выразила уверенность, что эта важная политическая акция пройдет с непременным успехом и пожелала, чтобы президент Гурбангулы Бердымухамедов, под руководством которого Туркмению ожидает большое и прекрасное будущее, был переизбран на второй президентский срок", - отмечает пресс-служба главы Туркмении.

Чэнь Чжили также сообщила, что за 11 месяцев прошлого года китайский товарооборот с Туркменией составил около $10 млрд, что выводит Китай на лидирующие позиции в списке основных торговых партнеров Туркмении. "Китайская сторона уважает и всецело поддерживает нейтральный статус Туркмении и высоко ценит миротворческую позицию вашей страны и приверженность политико-дипломатическим методам решения возникающих проблем", - отметила глава китайской делегации.