"О наших экономических задачах" - так называется третья программная статья Владимира Путина, опубликованная сегодня, 30 января, в газете "Ведомости". Перечислив вызовы, стоящие перед Россией в новом десятилетии в первой статье, обозначив приоритеты национальной политики во второй, премьер-министр России Владимир Путин свою третью статью посвятил необходимости экономических реформ. Их целью должна стать новая экономика России - лишенная сырьевой направленности и зависимости от конъюнктуры мирового рынка. "Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством", - говорится в статье. Для этого необходимо вернуть технологическое лидерство. При этом действовать придется без протекционизма - высокие таможенные пошлины оплачиваются из кошельков граждан и предприятий, напоминается в статье, к тому же, излишний протекционизм приводит к застою, низкому качеству и к высоким ценам.

"Абсолютно верно указывается технологическое развитие страны, повышение степени передела - это ключевой фактор развития страны. Перечисленные в статье авангардные отрасли - понятно, что государство будет в них присутствовать, - согласился главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. - Важно, что в статье говорится о том, что государство будет инвестировать в инфраструктуру. Государство здесь способно давать импульс ГЧП - это мировая стратегия, проверенная временем".

Прежде всего необходимо выбрать приоритеты, говорится в статье. "Кандидатами являются такие отрасли как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, ИКТ, нанотехнологии, - перечисляет Путин. - Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос". Список не закрыт - все зависит от конъюнктуры мирового рынка и не в последнюю очередь - от инициативы предпринимателей и работников самих отраслей. Эти отрасли должны "вытеснять" сырьевые в структуре российского экспорта.

Особое место в статье занимает тема госкорпораций, которые были созданы для того, поясняется в статье, чтобы сохранить научный и производственный потенциал интеллектуальных отраслей российской промышленности, превратившихся в результате "деиндустриализации" 90-х годов в набор разрозненных активов, часто потерявших связь с научными и конструкторскими центрами. Итогом реализации стратегий отраслевых холдингов должно стать создание глобально конкурентоспособных корпораций, высоко капитализированных, нашедших и расширяющих свое место на мировом рынке.

Однако государство, собрав и реструктуризировав эти активы, готово вновь передать их частному бизнесу. "Считаю возможным до 2016 года снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу", - пишет Владимир Путин. Отмечая, что такая приватизация будет носить не фискальный, а структурный характер, он все же замечает, что "продавать по дешевке, игнорируя конъюнктуру рынка - просто глупо". Доход от приватизации госпакетов акций должен стать одним из источников диверсификации экономики.

Помимо приватизации, предлагается также ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. "Следует также сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая Газпром, в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе - медиахолдинги", - добавляет Владимир Путин. "Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития", - продолжает премьер-министр в своей статье.

"Что касается госкомпаний, то речь идет о возможном участии бизнеса в сырьевой отрасли и возможном переходе в частные руки несырьевых госкомпаний. Но одновременно в статье упоминаются и такие понятия, как "эффективный собственник" и "увеличение частных инвестиций", в том числе, в инновации, - полагает Осин. - То есть, на мой взгляд, речь идет о том, что государство готово делиться собственностью, но, бизнес, со своей стороны, в рамках государственно-частного партнерства должен показать, что он готов инвестировать в долгосрочные проекты".

Премьер в статье ставит задачу иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса, с международными коллективами и финансированием исследовательской части в размере 50% финансирования образовательной деятельности. Для научно-исследовательских институтов в системе Академии наук предлагается к 2018 году увеличить финансирование государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов, до 25 млрд рублей. Это должно довести размеры грантов на научные разработки до размеров, сопоставимых с западными. Необходимо приучить, в том числе, и с помощью налоговых инструментов, частные корпорации направлению на исследования и разработки 3-5% их валового дохода, говорится в статье далее. Не обошел вниманием Владимир Путин и такие болезненные темы, как транспортная инфраструктура и государственные институты.

Помимо средств от продажи госактивов, это поддержка государством формирования "длинных денег", которая должна стать приоритетом на ближайшие 10-15 лет. Для этого, прежде всего, необходимо вводить государственные механизмы обеспечения сохранности и даже доходности накопительных пенсионных счетов. В частности, предлагает Владимир Путин, можно открывать накопительные пенсионные счета непосредственно в банках. Высвободить ресурсы для выполнения поставленных задач можно и сокращением расходов бюджета. Так, жесткий контроль за стоимостью и качеством строительства, ценами при госзакупках, "а по сути - ликвидация "откатов" при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях", отмечает Владимир Путин, позволит сэкономить от 5% до 10% бюджета, 1-2% ВВП ежегодно. Помочь этому должен разрабатываемый Минэкономразвития законопроект о Федеральной контрактной системе, но Владимир Путин предлагает уже сейчас применять предусмотренную законопроектом процедуру предварительного публичного обсуждения формата государственной закупки и стартовой цены - в тех случаях, когда речь идет о суммах свыше миллиарда рублей.

По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, позицию Путина, выраженную в статье, можно охарактеризовать как прагматическую, адресованную деловому сообществу. "Он пытается найти и создать рычаги, которые бы позволили государству эффективно задействовать, исходя из цели развития, всех игроков: и крупные корпорации, и мелкий бизнес, и население - путем создания высокотехнологичных рабочих мест. Вообще цели в статье достаточно реалистичные. Например, увеличить долю производств, где внедряются инновации, с нынешних 10% Путин вполне адекватен и реалистичен", - заключил Орлов.

Одновременно Владимир Путин предлагает "налоговый маневр" - увеличение налоговой нагрузки на дорогую недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, а также сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Соответствующие решения могут быть приняты уже в этом году, чтобы "налог на роскошь" был введен уже со следующего года, отмечает премьер-министр. "При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса", - предупреждает он.

"Наиболее интересная, на мой взгляд, идея по поводу ревизии деятельности госкорпораций, по поводу переформатирования их, в том числе и приватизации. Второе - введение налога на роскошь. Это вторая важнейшая тема из статьи, - отметил в интервью РБК политолог Павел Данилин. - И, безусловно, констатация факта, что сырьевой характер российской экономики в формате вступления в ВТО не является препятствием для нашего развития, мне тоже кажется небезынтересной, поскольку разные инсинуации ходят по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию. Эти три пункта мне кажутся наиболее важными".

"Самое главное, что произвело впечатление - это абсолютно либеральный тон статьи, - подчеркнул председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Очень позитивная вещь - это признание системного характера коррупции. И, наконец, меня очень порадовало, что Путин признал: ключевым фактором устойчивости национальной экономики является ситуация, когда она в основном принадлежит и контролируется людьми, которые связываю свое будущее с данной страной, в которой живут".